web 2.0

Атака ботов: как бренды управляют своей репутацией в интернете

Сегодня уже никого не удивляют фейковые аккаунты, или так называемые боты, которые используются в рамках политических кампаний в канун выборов. Вот лишь несколько ярких примеров последнего времени:

Казалось бы - зачем нужно было создавать подобную страницу? Подписчиков мало, просмотров еще меньше. На самом деле все просто - я попал на эту страницу из поиска Яндекса, когда искал информацию по запросу “ЖК Зиларт отзывы”. Очевидно, именно на это и сделан расчет: потенциальный клиент ищет информацию об объекте, идет в поисковую систему - и натыкается вот на такую страничку, где сплошь позитивные отзывы. Теоретически, если сделать таких страниц несколько десятков - можно как-то влиять на восприятие ЖК потенциальными покупателями квартир.

Мне стало интересно, как работает подобная схема и насколько далеко зашли создатели этой страницы. Именно поэтому я решил посмотреть, в каких еще группах состоят подписчики страницы “Отзывы на ЖК Зиларт” , благо их там всего 22 человека.

Большинство аккаунтов либо явные боты (мало друзей, нет информации в профиле, в ленте - исключительно репосты записей из популярных пабликов), либо информация закрыта и ничего интересного найти нельзя. Впрочем, 1 аккаунт привлек мое внимание.

Это Марина Жаркова из Нижнего Новгорода. В ее подписках рядом со страницей “Отзывы про ЖК Зиларт” обнаружились очень похожие страницы: “Отзывы про ЖК Нахабино Ясное” и “Отзывы про ЖК Лучи”.

Стоит ли говорить о том, что это тоже оказались мертвые страницы, созданные месяц назад (все три паблика созданы 13 апреля 2018 г.), наполненные исключительно положительными отзывами?

Оформление этих страниц, названия, описание - все схоже до степени смешения, меняется только жилой комплекс. В подписчиках, естественно, все те же боты.

Может показаться, что я ошибся и на рисунке выше вставил 2 одинаковых скриншота. Но нет - это подписчики 2 разных страниц - “Отзывы про ЖК Нахабино Ясное” и “Отзывы про ЖК Лучи”.

Очевидно, что все эти пользователи являются частью ботофермы, которую кто-то использует в целях формирования позитивного имиджа определенных товаров и услуг.

А вот страница еще одного участника ботофермы, Леонида Фирсова.

Давайте изучим его подписки на группы и сообщества - возможно, там тоже удастся найти что-то интересное.

Здесь все еще интереснее: в списке групп, которые развивает ботоферма, нашлись отзывы на такие крупные бренды, как Инвитро, Плеер.ру, а также ряд брендов помельче. Видимо, все эти компании не гнушаются прибегать к услугам подрядчика, который владеет целой армией ботов.

Есть еще ряд сообществ, которые производят впечатление официальных, но на них также подписаны почти все участники ботофермы. Эти страницы, судя по всему, ведутся профессионально и там присутствует живая аудитория.

  • https://vk.com/estet_dveri
  • https://vk.com/elcon_ru
  • https://vk.com/elc_russia
  • https://vk.com/kupi_podguzniki

Возможно, владельцы этих сообществ даже не подозревают, что для их раскрутки используется армия ботов. Посмотрим, удастся ли мне найти того самого кукловода, который руководит всеми этими аккаунтами и использует их для манипулирования общественным мнением. Вот еще 1 интересное сообщество, которое обнаружилось в подписках практически у всех аккаунтов из ботофермы.

Называется оно R-index и позиционирует себя как система для измерения индекса репутационного окружения. Очевидно, тут работают профессионалы от бизнеса PR и репутации - любителю нет никакого смысла создавать подобную систему. Заранее зная, что нас ждет, давайте все-таки взглянем на список подписчиков.

Практически все лица - старые знакомые, появилось всего лишь несколько новых аккаунтов.

А вот еще интересная находка, которая обнаружилась в подписках практически у всех участников ботофермы: сообщество сайта “Правда сотрудников”. Сайт и сообщество позиционируются как источник максимально честной информации о работодателях. Они тщательно отслеживают попытки размещения заказных отзывов и даже создали рейтинг компаний, на которые чаще всего появляются подозрительные отзывы. Что ж, тем интереснее будет проверить, связана ли эта “честная” площадка с армией ботов, которая засоряет интернет фейковыми комментариями.

В подписчиках у сообщества “Правда Сотрудников” Вконтакте более 1000 участников - на глазок будет сложно определить подозрительные аккаунты. Поэтому я решил прибегнуть к более глубокой аналитике и изучить подписчиков с помощью социального графа.

Отдельные точки на рисунке (или вершины графа) - это подписчики сообщества. Если подписчики дружат - между ними появляется связь (или ребро графа). Большая часть подписчиков представляет собой несвязанное множество людей - они не дружат друг с другом, этот массив находится в центре графа. Есть три десятка человек, которые дружат попарно, а также 2 человека, у которых есть 1 общий друг. В целом, такая картина характерна для сообществ, которые не объединены по территориальному признаку. Люди просто подписываются на некое сообщество, которое предлагает им определенную информацию. Они могут быть из разных уголков России и даже других стран - и нет никакой причины им общаться и добавляться в друзья.

Но из общей картины выбивается небольшая группа аккаунтов, которая обладает тесными социальными связями. Давайте взглянем на нее поближе.

Удивительно, как среди 1000 практически несвязанных между собой людей нашлось порядка 20 аккаунтов, соединенных сильными социальными связями. И еще удивительнее то, что все эти аккаунты мы уже видели ранее, когда изучали мертвые сообщества с позитивными отзывами на бренды.

Вот, кстати, полный список этих аккаунтов со ссылками на профили.

  • Светлана Ефремова - https://vk.com/id1412226
  • Майя Новицкая - https://vk.com/id302162671 (аккаунт заблокирован за подозрительную активность
  • Мишаня Кузнецов - https://vk.com/id301464742
  • Инна Рагозина - https://vk.com/id314013768
  • Иван Большаков - https://vk.com/id302121991 (аккаунт заблокирован за подозрительную активность)
  • Марина Жаркова - https://vk.com/id302114378
  • Андрей Молчанов - https://vk.com/id302132339
  • Людмила Ершова - https://vk.com/id301192111 (аккаунт заблокирован за подозрительную активность)
  • Зинаида Гю - https://vk.com/id114688256
  • Виктория Абрамова - https://vk.com/id995586
  • Леонид Фирсов - https://vk.com/id307581884
  • Катя Анисимова - https://vk.com/id313852947
  • Зоя Воробьева - https://vk.com/id301574042 (аккаунт заблокирован за подозрительную активность)
  • Кирилл Крутов - https://vk.com/id2340035
  • Елена Козырева - https://vk.com/id7334679
  • Katrin Brovkina - https://vk.com/id10731725
  • Максим Самойлов - https://vk.com/id302015709
  • Динара Сабитова - https://vk.com/id302257269
  • Илья Зотов - https://vk.com/id302153721 (аккаунт заблокирован за подозрительную активность)

Если зайти на странички этих людей и внимательно изучить их профили - складывается четкое ощущение, что практически все аккаунты являются просто ботами. Друзей - мало, реальных фото практически нет, зато есть очень много подписок на различные сообщества. В ленте все сплошь репосты записей из популярных пабликов. И это не считая того, что каждый 5 аккаунт в блоке за подозрительную активность. Впрочем, 2 аккаунта выбиваются из общей картины, это определенно живые люди, их удалось отыскать также и в Facebook, профили достаточно активны. Вот они:

  • Зинаида Гю - https://vk.com/id114688256
  • Кирилл Крутов - https://vk.com/id2340035

Что интересно - оба человека работают в одном и том же Digital агентстве Kokoc.com - информация есть в профиле.

На сайте компании kokoc.com описывается такая услуга, как “Репутационный маркетинг”. Компания не стесняясь заявляет, что они имеют некие “особые договоренности с сайтами-отзовиками”.

Вероятно, в рамках услуги “Репутационный маркетинг” и создаются пустые мертвые сообщества в социальных сетях, которые наполняются и раскручиваются с помощью армии ботов. Теперь становится понятно, под чьим руководством функционирует ботоферма, созданная для введения в заблуждение простых пользователей интернета. Не менее интересно другое - кто является заказчиком всего этого трэша? Чьи бюджеты осваивает kokoc.com? Найти заказчика не составляет труда.

http://www.yanahabino.ru/company

http://luchi.moscow/contacts

http://zilart.ru/developer

Очевидно, все 3 жилых комплекса строит один застройщик - “Группа ЛСР”. Вероятно, совсем недавно они заказали для своих ЖК услугу “Репутационный маркетинг” - иначе как еще объяснить появление 15 апреля 3 одинаковых фейковых сообществ Вконтакте с одними и теми же подписчиками? Возможно, маркетологи группы ЛСР даже и не подозревают о том, как именно используется их рекламный бюджет.

Впрочем, как раньше уже было показано, “Группа ЛСР” - не единственный бренд, который привлекает подрядчика с ботофермой Вконтакте для рекламы своих услуг. В псевдосообществах с отзывами, которые раскручиваются ботами, засветились такие бренды как Инвитро, Росавтономгаз, Плеер.ру и многие другие.

Что ж, политтехнологии, которые еще 5 лет назад использовались как некое секретное оружие по манипуляции общественным сознанием в интернете, сегодня пришли на массовый рынок. Появились агентства, которые создают целые армии ботов для продвижения товаров и услуг своих клиентов. Неприятно, что бюджеты заказчиков осваиваются настолько топорными методами. Скорее всего пользователи скоро просто перестанут верить отзывам в интернете в результате работы вот таких горе-подрядчиков.

Добавить комментарий