web 2.0

«Борьба Google с cookie-файлами неубедительна, потому что большую часть она производит сама»

По мнению обозревателя The Washington Post, браузер Google Chrome превратился в инструмент для слежки — и тем пользователям, кому нужна приватность, следует перейти на другие браузеры.

По мнению обозревателя The Washington Post, браузер Google Chrome превратился в инструмент для слежки — и тем пользователям, кому нужна приватность, следует перейти на другие браузеры.

В закладки

Журналист издания Джеффри Фаулер проверил, шпионят ли браузеры Mozilla Firefox и Google Chrome за своими пользователями и какие данные передают третьим лицам. По его словам, за неделю Google Chrome получил запросы на сохранение 11 189 cookie-файлов на компьютере пользователя.

Даже правительственные сайты и страховые компании незаметно «помечают» Chrome и передают информацию рекламодателям для более точного таргетирования рекламы на посетителей.

Обозреватель считает: браузер компании очень похож на шпионское ПО для наблюдения за пользователями, а позволить крупнейшей в мире рекламной компании сделать самый популярный в мире браузер «столь же умно, как позволить детям управлять кондитерской».

По мнению Фаулера, слежка за пользователем в интернете по меньшей мере раздражает: стоит пользователю один раз посмотреть штаны в интернет-магазине, как они будут «преследовать» его в рекламных блоках на других сайтах с помощью cookie.

Беспорядок с cookie

Десять лет назад Chrome и Firefox начали борьбу с Internet Explorer: у Chrome получилось решить реальные проблемы пользователей, сделать интернет быстрее и безопаснее и занять больше половины рынка, пишет The Washington Post.

Но многие пользователи осознали, что отсутствие конфиденциальности в интернете стало серьёзной проблемой, а интересы Chrome перестали совпадать с их собственными.

Это наиболее заметно в борьбе с cookie. Фрагменты кода на странице могут сделать жизнь пользователя проще, например, запоминая содержимое корзины в интернет-магазине, но большинство таких файлов принадлежит интернет-компаниям, которые пользуются ими, чтобы пометить браузер и всюду следовать за пользователем.

В июне 2019 года группа исследователей опубликовала статью, согласно которой, сторонние cookie присутствуют на 92% сайтах. В среднем же на новостных сайтах присутствует не менее 40 cookie-файлов для таргетирования рекламы.

Если же на сайтах нет рекламы (например, на государственных или социальных), cookie помогают отслеживать маркетинговые кампании, рассказали изданию страховая служба Aetha и Управление по финансовому регулированию и надзору Великобритании.

По мнению обозревателя, вина за «беспорядок с cookie» лежит на рекламной, издательской и технической отраслях, а на браузер ложится ответственность защиты пользователя от «шпионского» кода на сайтах.

Как разработчики браузеров блокируют трекеры

Mozilla

В 2015 году Mozilla выпустила браузер Firefox с антитрекинговым механизмом Enhanced Tracking Protection, который работал только в приватном режиме, весной 2019 года он заработал по умолчанию для всех пользователей. При этом реклама пока не блокируется — Firefox анализирует cookie и решает, какие файлы оставить, чтобы не нарушить работоспособность сайта, а какие заблокировать.

Apple

В 2017 году Apple добавила в Safari функцию блокирования трекеров, отслеживающих поведение пользователей, и улучшает её с каждым релизом iOS. Как отмечает старший вице-президент Apple Крейг Федериги, цель интеллектуального предотвращения отслеживания — не блокировка рекламы, а защита конфиденциальности пользователей.

Microsoft

В июне 2019 года разработчики Chromium-версии Microsoft Edge рассказали, что в новом браузере появится функция Tracking Prevention, защищающая пользователей от слежки. Принцип её работы похож на механизм Firefox — она будет проверять сайты с помощью списков и фильтровать «агрессивные» и подозрительные скрипты и трекеры в зависимости от выбранных настроек.

Opera

9 апреля 2019 года компания выпустила Opera 60 — крупное обновление браузера, назвав его «единственным в мире, дающим полный контроль над цифровой жизнью». Кроме встроенного VPN-сервиса, в Opera 60 есть встроенная блокировка рекламы, которая включает и блокировку трекеров и cookie.

Почему в Chrome нет полноценной защиты от трекеров

Cookie в Chrome по умолчанию сохраняются на компьютере пользователя, но в настройках можно включить «блокировку сторонних cookie-трекеров». В мае 2019 года Google объявила о разработке новых механизмов идентификации сторонних cookie в браузере, но когда появится функция и как она будет работать (и будет ли по умолчанию отключать сторонние трекеры) — неизвестно.

Обозреватель издания отмечает: анонс Google неубедителен, ведь основной производитель cookie-файлов — через собственную рекламную платформу Doubleclick и другие инструменты — сама компания.

По данным сервиса WhoTracks.me, Google отслеживает 86% трафика в интернете, тогда как у Facebook на втором месте лишь 30%. «Трудно представить, чтобы Chrome когда-нибудь лишил Google денег», — считает The Washington Post.

Глава по управлению продуктами Chrome Бен Гэлбрейт считает, что cookie играют важную роль в обеспечении конфиденциальности пользователей, но такое внимание непосредственно к трекерам «скрывает более широкое обсуждение вопросов конфиденциальности», так как cookie — лишь один из способов отслеживания пользователей.

Обеспечение конфиденциальности пользователей, уверен он, — сложная задача, а простые решения «в лоб» для блокировки трекеров вынудят компании использовать менее прозрачные способы слежки.

С ним не согласен руководитель разработки продуктов Firefox Питер Долански: по его мнению, сначала нужно справиться с основной проблемой, трекерами, а затем работать над защитой пользователей и «предсказывать, где изменится экосистема».

Обе компании также заявили The Washington Post, что борются с «цифровыми отпечатками» устройств, а Mozilla уже тестирует защитные функции в Firefox.

Конфиденциальность по умолчанию

По мнению издания, сегодня выбор браузера — вопрос не только скорости и удобства, но и предоставления персональных данных.

Google спрашивает разрешение пользователя перед сбором данных и предлагает различные настройки, чтобы отказаться от целевой рекламы и трекеров. Но управление ими напоминает игру в напёрстки, в результате которой пользователь делится большим объёмом персональных данных, считает Фаулер.

Он приводит в пример скрытую авторизацию через Gmail: если пользователь Chrome зайдёт в Gmail (или некоторые другие сервисы компании), браузер автоматически авторизирует его Google-профиль, подготовив ловушки из «тёмных паттернов» при попытке отключить аккаунт или выйти из него.

На это обратил внимание исследователь-криптограф Мэтью Грин, и, считает он, Google достаточно внести мелкие изменения в браузер, чтобы нарушить конфиденциальность пользователей Chrome.

Другой пример: в Android каждый поисковый запрос в Chrome сопровождается отправкой местоположения на сервера Google, но даже после отключения функции Chrome всё равно отправит координаты, правда с меньшей точностью, заявляет обозреватель.

Отключить в Chrome механизмы отправки информации в Google можно, но достаточно сложно, и режима инкогнито недостаточно. Гораздо проще переключиться на браузер, который не принадлежит рекламной компании. И Мэтью Грин, и Фаулер перешли с Chrome на Firefox, среди других «хороших вариантов» Фаулер называет Safari и Brave.

Однако у Mozilla есть проблемы из-за её бизнес-модели, считает обозреватель The Washington Post. Несмотря на активную поддержку конфиденциальности пользователей, Mozilla зарабатывает на рекламе, а значит её основной источник дохода — Google.

По словам генерального директора компании, сейчас Mozilla изучает возможность введения новых платных услуг, чтобы диверсифицировать доходы, не потеряв в конфиденциальности.

10 июня 2019 года компания рассказала об идее платной версии Firefox, где деньги будут брать за дополнительные сервисы — VPN и другие функции для защиты приватности. А 5 июля Mozilla анонсировала подписку на новостные издания без рекламы за $4,99 в месяц.

Самый большой риск Mozilla в том, по мнению Фаулера, что Firefox «может выдохнуться в битве с Chrome» и крупные сайты откажутся от поддержки этого браузера, несмотря на то, что Firefox — второй по популярности браузер в мире и занимает 10% рынка настольных браузеров.

#chrome #firefox #браузеры

Добавить комментарий