web 2.0

Что нужно учесть в разработке специальной навигации по сайтам для людей с ограничениями зрения и других возможностей

Перевод материала дизайнера Barrel Николаса Крамера.

Определение навигации

Хотя мы почти всегда думаем о заголовке сайта, когда речь заходит навигации, важно помнить, что посещение сайта — это не только переход с одной страницы на другую, но также от секции к секции с индивидуальными страницами.

Разрабатывая навигационный опыт, дизайнеры должны убедиться, что все пользователи с ограничениями или без способны перемещаться по контенту сайта в собственном темпе. Желательно, чтобы они не испытывали чувства неудовлетворённости.

Если ориентироваться только на широкий круг пользователей, то достаточно просто создать понятный заголовок на странице, описательный заголовок (title) на вкладке и убедиться, что контент на каждой вашей странице имеет связное повествование. Люди с ограниченными возможностями часто могут получить доступ к вашему сайту только с помощью клавиатуры, и вы должны учитывать эти уникальные задачи при разработке.

Если при разработке продумывать специальные возможности, нужно уметь ввести на своём сайте некоторые действенные функциональности, тогда любой пользователь сможет с ним работать.

Позвольте пользователям пропускать контент

Вы должны дать пользователям возможность пропустить неактуальный или избыточный контент, когда это возможно. Самый простой способ сделать это — добавить скрытую ссылку «перейти к контенту» в заголовке. Пользователь активирует эту ссылку нажатием клавиши Tab и переходит к основному контенту, например, к главной секции или в низ страницы.

Эта функциональность важна, потому что без неё пользователи вынуждены проходить через один и тот же блок ссылок каждый раз, когда загружается страница, а значит, увеличивается количество времени, которое требуется, чтобы добраться до контента на странице.

Airbnb, Target и Wikipedia — это лишь несколько примеров сайтов, которые показывают скрытые ссылки перехода на контент, когда пользователь передвигается по сайту с помощью клавиши Tab.

Airbnb позволяет пользователям сразу перейти к основному контенту страницы, Target даёт пользователям возможность перейти к основному контенту или в низ страницы. Wikipedia сделала скрытые ссылки внутри основной страницы и даёт возможность перескочить либо на общую навигацию, либо на строку поиска.

Вне зависимости от того, как вы решите внедрить эти скрытые ссылки на свой сайт, они предоставят людям с ограниченными возможностями шанс перемещаться по сайту без необходимости просматривать излишние ссылки на каждой странице.

Добавьте меню «Специальные возможности»

Некоторые сайты прикладывают дополнительные усилия, чтобы создать полномасштабное меню «Специальные возможности», к которому можно получить доступ через клавиатуру. Такое меню представляет собой альтернативный способ навигации, который нужен для того, чтобы упростить опыт людей с ограниченными возможностями.

Facebook предлагает простую альтернативу основной навигации, потому что она состоит всего из трёх пунктов раскрывающегося списка:

  • Первый пункт обеспечивает быстрый доступ к различным секциям на текущей странице.
  • Второй пункт выводит быстрые ссылки на разные страницы.
  • Третий пункт показывает ссылку на "Accessibility Help", которая выдаёт остальную информацию на все специальные возможности, которые предлагает Facebook.

Такое меню просто использовать и легко понять, особенно для программ чтения с экрана.

Самое лучшее в этом меню то, что его можно быстро активировать через комбинацию клавиш opt + / вне зависимости от того, где на сайте находится пользователь. Так он может вернуться к началу навигации, не обновляя страницу или не нажимая «Назад» большое количество раз.

Разместив на сайте быстрые ссылки на страницы, контент и актуальную специальную информацию в альтернативном меню, вы уменьшите количество усилий, нужных людям с ограниченными возможностями, чтобы найти и получить доступ к контенту на вашем сайте.

Настройте клавиши быстрого доступа

Клавиши быстрого доступа позволяют пользователям передвигаться и выполнять на вашем сайте множество действий только одной кнопкой. Это значительно уменьшает разочарование у людей с ограниченной подвижностью или с проблемами со зрением.

Twitter так описывает их подход к внедрению клавиш быстрого доступа: «Наши клавиши быстрого доступа функционируют как автомагистрали, а переход с помощью Tab — это как завернуть в маленький переулок».

Другими словами, клавиши j и k являются инструментами перехода между твитами в ленте, в то время как клавиша Tab перемещает внутри одного твита. Это умный и простой способ дать пользователям возможность пропустить контент, если он им кажется неактуальным, и одновременно дать им возможность посмотреть подробнее, если контент понравится.

Ещё одна интересная быстрая клавиша в Twitter — это «.». При её нажатии в ленту загружаются новые твиты, а пользователь перенаправляется на верх страницы. Сайты с лентой в режиме реального времени только выиграют, если создадут кнопку, которая будет обновлять и загружать новый контент на страницу.

У Facebook тоже есть набор различных быстрых клавиш, который облегчает пользователю доступ к контенту. Кнопки j и k позволяют пробежаться по различным публикациям в ленте, тогда как Tab позволяет взаимодействовать с содержимым каждой публикации.

Чтобы открыть такие ключевые страницы, как страница уведомлений, тоже нужно нажать лишь комбинацию клавиш ctrl + opt + 5. Если на вашем сайте есть несколько основных страниц, то назначив горячие клавиши, вы предоставите пользователям мгновенный доступ к контенту, и им не придётся искать определённую ссылку или путь.

И Twitter и Facebook занимаются специальными возможностями, потому что их основная цель — чтобы пользователи продвигали, делились и потребляли контент. Когда вы добавляете клавиши быстрого набора на свой сайт или цифровой продукт, делайте это с учётом своей цели, а не просто чтобы они были.

Элементы структуры и маркировки

Во всех последних устройствах Apple предустановлена VoiceOver — вспомогательная программа чтения экрана, которая позволяет людям с ограниченными возможностями пользоваться своими устройствами. Когда вы активируете VoiceOver, подключается набор быстрых клавиш и жестов для быстрого доступа к контенту. Кроме того, помощник произносит название активных элементов по мере продвижения пользователя по интерфейсу устройства.

Когда люди с ограниченными возможностями зайдут на ваш сайт, они будут полагаться на VoiceOver (или другие скринридеры), чтобы совершить покупки, заполнить формы и понять, где находится контент.

Одна из наиболее полезных возможностей VoiceOver — функциональность Rotor. Rotor даёт пользователям быстрый доступ к заголовкам, статьям, ссылкам, элементам управления и другим важным элементам. Если пользователь активирует Rotor (ctrl + opt + u, VoiceOver при этом должен быть активирован) появится диалоговое окно (modal), из которого программа чтения экрана прочитает все элементы. Затем с помощью стрелок пользователи могут выбрать нужный им элемент, работая лишь с одной кнопкой.

Если все разделы вашего сайта будут правильно промаркированы, описательно промаркированы как навигационный ориентир (landmark) и иерархия типов будет правильная, пользователи смогут уверенно пропускать целые неактуальные разделы сайта, чтобы найти тот контент, который они ищут.

Если вам неизвестно, как работают программы чтения экрана, я рекомендую включить VoiceOver на своем Mac (нажать ⌘ + F5) и попробовать поперемещаться по своим любимым сайтам. Это маленькое упражнение даст вам ценную информацию о том, как расстраивают простые задачи вроде онлайн-заказа продуктов, если нельзя воспользоваться мышью или трекпадом. А кроме того, вы поймёте, какие компании уделяют внимание нуждам всех своих пользователей, а не только широким слоям населения.

Дизайнеры должны больше сосредоточиться на создании понятной архитектуры сайта как для широкой общественности, так и для пользователей с ограничениями. Добавляя на свой сайт специальные возможности обдуманно, например, специальное меню, комбинации быстрых клавиш и совместимость с Rotor, вы можете быть уверены, что предоставляете лучший пользовательский опыт каждому из своих пользователей.

#дизайн

Добавить комментарий