web 2.0

Что оставил после себя закрывшийся российский фонд Fastlane Ventures, клонирующий успешные зарубежные проекты

4 декабря 2018 года компания продала последний успешный бизнес и скоро закроется.

Copycat-компанию Fastlane Ventures основали три партнера: создатель интернет-магазина KupiVIP.ru Оскар Хартманн, учредитель Direct Group Паскаль Клеман и Марина Трещова. Основная идея Fastlane Ventures — создание клонов успешных бизнес-моделей западного рынка в России. Fastlane Ventures работала по технологии FAST 50 — на запуск нового бизнеса отводилось не более 50 дней.

Какие проекты запускала Fastlane Ventures

В период с 2010 по 2012 год компания запускала около одной компании в месяц. Но успешных проектов у Fastlane Ventures было всего пять: интернет-магазин Sapato, теле-интернет-магазин ShoppingLive, сервис знакомств Teamo, онлайн-аукцион подержанных автомобилей CarPrice и «контент-фабрика» Relevant Media.

Sapato

Первым проектом Fastlane Ventures при поддержке венчурного фонда eVenture Capital Partners, компании Direct Group и холдинга AB Kinnevik стал интернет-магазин обуви и аксессуаров Sapato.ru — аналог зарубежного Zappos.

В июне 2011 года Sapato привлек $12 млн от фонда Intel Capital, а в феврале 2012 года интернет-магазин купил Ozon.ru за $50 млн. В 2015 году Ozon реструктуризировал активы и продал Sapato компании KupiVIP, так как площадка «дублировала проекты в рамках одной группы компаний». Стоимость продажи не разглашалась, но по оценке гендиректора Wikimart Максима Фалдина, Ozon смог заработать на продаже « лишь несколько сотен тысяч долларов».

Shopping Live

В 2011 году Fastlane Ventures запустила проект Shopping Live — интернет- и телемагазин, который не только продавал товары, но и тестировал с экспертами и снимал дополнительные телепередачи. Товары, которые демонстрировались в прямом эфире, сразу отражались на главной странице интернет-магазина. В 2012 году Shopping Live был продан немецкому концерну Home Shopping Europe. Стоимость сделки не разглашалась.

Teamo

В 2010 году Fastlane Ventures запустила «сервис знакомств для серьезных отношений» Teamo, копию американского eHarmony.com. Совладельцами проекта выступили Андрей Бунин и Владимир Шмидт. Teamo позиционировала себя как «премиум-сервис» с платной подпиской. Принцип работы Teamo был основан на психологических тестах — по итогам тестирования пользователь получал доступ к списку «совместимых» партнеров.

В январе 2013 года Teamo выкупила у компании Mamba сайт премиум-знакомств Monamour.ru. После объединения Teamo (1,4 млн пользователей) и Monamour.ru (4,5 млн) общая база пользователей составила 5,5 млн человек. Бывший вице-президент Mail.ru Group Алексей Басов оценил сделку в $10 млн.

2 ноября 2015 года Mamba купила Teamo. По оценке опрошенных «Известиями» экспертов, приобретение Teamo обошлось Mamba в $25-40 млн.

CarPrice

В июне 2014 года Оскар Хартманн основал сервис продажи подержанных автомобилей CarPrice, клон сервиса SellAnyCar. Компания была запущена при финансовом участии Fastlane Ventures и международного инвестора и предпринимателя Дмитрия Разоренова. Фонд Fastlane Ventures — миноритарный акционер CarPrice.

В октябре 2014 года CarPrice привлек $2 млн посевных инвестиций. Основными инвесторами стали Almaz Capital, Fastlane Ventures, e.ventures, AltaIR Capital, а также другие российские и зарубежные фонды. В 2015 году сервис привлек инвестиции на сумму $40 млн, средства вложили фонды Baring Vostok и Almaz Capital.

За 2014 год компания открыла более 20 офисов и в 2015 году вошла в 100 самых обсуждаемых стартапов Европы по версии издания Wired. В феврале 2016 года CarPrice открыла представительство в Японии, в которое в июне 2017 года «несколько миллионов долларов» инвестировала японская финансово-промышленная группа Mitsui&co.

В 2018 году CarPrice вошел в группу самых перспективных европейских компаний с потенциалом превысить стоимость в $1 млрд и впервые вышел на прибыль по итогам месяца.

По собственным данным, в 2017 году через CarPrice было продано более 32 тысяч автомобилей, в первом полугодии 2018 года — 15 455 машин, что на 32% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года. Выручка за январь-июнь 2018 года составила 7,04 млрд рублей.

Relevant Media

В 2010 году Fastlane Ventures инвестировала $2 млн в «фабрику контента» — Relevant Media (клон Demand Media), которая управляет сайтами Kakprosto, JustLady и Pin.me (аналогом зарубежного Pinterest). Идея проекта — нанимать копирайтеров через интернет и распространять тематический контент на собственные площадки. Проект запустился в начале 2011 года.

Kakprosto.ru — флагманский проект компании, он представляет собой собрание советов по 30 рубрикам — например, как варить компот или чем подкармливать птиц зимой. В 2014 году Kakprosto.ru привлёк $1,4 млн от частных инвесторов. По собственным данным, его посещаемость составляет 17 млн пользователей в месяц. Justlady.ru — сайт с женскими советами, его посещаемость — 1,5 млн пользователей в месяц. Обе площадки зарабатывают на рекламе.

4 декабря 2018 года Fastlane Ventures продала сайты советов Kakprosto.ru и Justlady. Новым владельцем компании Relevant Media, которая управляет Kakprosto.ru и Justlady.ru, стала компания ООО «Тиалф Плюс».

99% этой компании владеет бывший вице-президент АФК «Система» и экс-глава Societe Generale в России Рафаэль Нагапетьянц. Член управляющего совета Rambler Group Рафаэль Абрамян оценил стоимость Kakprosto.ru и Justlady.ru в 250-300 млн рублей. Relevant Media также управляла сайтом Pinme.ru, аналогом Pinterest, но он в сделку не вошёл.

Другие проекты

Всего Fastlane Ventures запустила более 20 проектов, большая часть которых закрылась. Такие проекты компания убирала из портфолио — на сайте остались только успешные сделки.

  • KupiBonus — сайт коллективных покупок в сфере красоты и здоровья, аналог Livingsocial.com).
  • Upladder.ru — премиальный рекрутинг, аналог The Ladders.
  • Domgeo — база недвижимости для аренды и покупки, аналог RightMove.co.uk.
  • Juvalia&You — онлайн-магазин аксессуаров, аналог StellaDot.
  • OdinOtvet — сервис вопросов и ответов, аналог Quora.
  • Giftery.ru — сервис по продаже подарочных сертификатов.
  • TravelRent — сервис по краткосрочному бронированию жилья, аналог ArtBnb.
  • Kommerstate — портал коммерческой недвижимости, аналог LoopNet.
  • Lokata — поисковик товаров и услуг с геолокацией, аналог Kaufda.de.
  • Eventmag — сервис по продаже электронных билетов на мероприятия, аналог EventBrite.
  • HomeFair — онлайн-магазин товаров для дома, аналог WayFair.
  • IQCard — сервис по дистрибуции банковских карт без открытия счета, аналог GreenDot.
  • VitaPortal — информационный медицинский ресурс, аналог WebMD.
  • Heverest — онлайн-магазин товаров для спорта и отдыха.
  • Jizo — метапоисковик для бронирования отелей и билетов.
  • RentHome — каталог частного жилья для краткосрочной аренды, аналог HomeAway.

Инвестиции в Fastlane Ventures

После успешной продажи Sapato компания получила $18 млн от «ВТБ Капитал». Компания отметила, что Fastlane Ventures — «не простой инкубатор, а совершенно новая сложная модель, которая доказала свою работоспособность в российских условиях».

В декабре 2012 года ещё $13 млн компания получила от казахского миллиардера инвестора Кенеса Ракишева, который вошел в совет директоров Fastlane Ventures.

Всего в период с 2010 по 2013 год общий объем инвестиций в Fastlane Ventures и её портфельные компании составил около $100 млн. Среди инвесторов холдинг Direct Group, международные инвестиционные фонды eVenture Capital Partners, Prostor Capital, Runa Capital, Kinnevik и Russia Partners.

Проблемы Fastlane Ventures и её закрытие

В 2013 году издание «Коммерсант» опубликовало материал о возможных проблемах в Fastlane Ventures. По информации журналистов издания, компания обрела репутацию ненадежной и сомнительной — она умела запускать бизнес, но не знала, как им управлять, и теряла деньги инвесторов. К примеру, глава Aviasales Макс Крайнов отказался брать на работу сотрудников Fastlane Ventures, считая, что они «не понимают ценностей инноваций в бизнесе».

Сотрудники Fastlane Ventures в материале «Коммерсанта» рассказали, что клонировать зарубежные компании не всегда была удавалось — они либо не приживались на российском рынке, либо построить за 50 дней продукт сопоставимого уровня было невозможно: «Компания хорошо улавливает глобальные тренды, а вот локальные рынки понимает плохо. Глубокого знания конкретных отраслей у менеджеров нет».

Отдельно отмечалось очень строгое отношение к руководству и бюрократия — если возникали проблемы, во многих проектах менялись лидеры или вся команда целиком. Например, команда PinMe ушла в конце 2012 года, а проект потерял самостоятельность и его управлением начала заниматься RelevantMedia.

Открытый в 2012 году филиал Fastlane Ventures в Иваново, который называли «инкубатором» для портфельных проектов и «академией» молодых кадров, был закрыт в 2013 году — он попал под сокращение вместе с головным офисом компании в Москве.

4 декабря 2018 года Fastlane Ventures продала Relevant Media и объявила о закрытии инвестиционного фонда. Президент венчурного фонда Sistema_VC Дмитрий Филатов считает, что в мире нет похожих на Rocket Internet copycat-компаний, которые могли бы вкладывать огромные ресурсы в стартапы, обладать хваткой для агрессивного развития и не колебаться в принятии решений относительно того, что не будет успешным.

#стартапы #copycat

Добавить комментарий