web 2.0

Дизайнеры надписи «Я/Мы Иван Голунов» — о её создании

На что ориентировались и какие идеи передали — рассказывают арт-директор студии Ony Свят Вишняков и ведущий дизайнер института «Стрелка» Настя Вишнякова.

На что ориентировались и какие идеи передали — рассказывают арт-директор студии Ony Свят Вишняков и ведущий дизайнер института «Стрелка» Настя Вишнякова.

В закладки

Эта неделя запомнится всеобщим чувством солидарности.

Всё началось с задержания журналиста Ивана Голунова и поддельных улик. Сколько бы ни было в обществе противоречий, но в одном вопросе все солидарны: нельзя подбросить человеку наркотики, обвинить его в распространении и сбыте и отправить в тюрьму на 10, а то и 20 лет.

Массовая смена аватарок переросла в одиночные пикеты, в репосты расследований Голунова и наконец — в беспрецедентную акцию трёх главных деловых газет России.

В 2018 году мы сделали редизайн газеты РБК. Это был интересный проект, над которым мы работали больше полугода. Итогом стала не только совершенно новая газета, но и тёплые отношения с редакцией. Когда в дни протестов против задержания Ивана нам предложили сделать первую полосу в его поддержку, мы сразу согласились.

Задача была сформулирована в нескольких абзацах. Там было и раздражение от вседозволенности власти, и напоминание нам всем, что лёгким движением руки оперативника наркотики можно достать из абсолютно любого кармана.

Мы хотели визуализировать ту солидарность, которая объединила нас всех в эти дни. На следующий день мы показали несколько эскизов, один из них был выбран, тогда же мы узнали, что редакции РБК, «Коммерсанта» и «Ведомостей» договорились выйти с одинаковыми первыми полосами.

Это невероятный кайф, когда вместо призыва к действию люди своим примером показывают, что ради общих целей можно преодолеть любые противоречия.

При работе мы решили использовать простой, лаконичный дизайн. Это должен был быть лозунг, который моментально считывается. Мы ориентировались на узнаваемые конструкции: Je sui Charlie и #metoo

Помимо копирайта, идею хотелось поддержать графически: мы выстраивали ряды из местоимений, думали над синтаксисом и композицией, переворачивали формат, чтобы первая полоса ещё сильнее ассоциировалась с плакатом. Нам хотелось оформить мысль так, чтобы и на уровне копирайта, и на уровне пластики буквально объединить всех.

Так появилось решение со сплетёнными местоимениями, которое сделало надпись узнаваемой. Сейчас эти совмещённые буквы ассоциируются с выражением солидарности и поддержки. За несколько дней у строки «Я/Мы» появилось много продолжений: Леонид Волков, Олег Сенцов, Оюб Титиев, Шиес.

Для создания этой типографической первой полосы нам требовался узкий тёмный гротеск с чистыми формами. Фраза должна была заполнять лист крупным кеглем, при этом глаз не должен был цепляться за разнообразные компенсаторы, а набор должен был быть плотным.

Выбор пал на шрифт Giorgio Sans Bold словолитни Commercial Type, разработанный Ильёй Рудерманом, Кристианом Шварцем и Винсентом Чаном.

Выход газет РБК, «Коммерсанта» и «Ведомостей» с общим заявлением и одинаковыми первыми полосами имел большой общественный резонанс.

Уже в 10:00 понедельника было сложно собрать комплект из всех трёх газет, вскоре они появились на Avito с неадекватными ценниками по 15, 45 и даже 228 тысяч рублей.

Очень быстро в открытый доступ попал макет, его интерпретации в разных цветах, файлы для печати разных форматов, появились адаптации на английском.

«Медуза» подготовила аватары и каверы для социальных сетей, в Facebook призывали распространять этот дизайн. Передовица быстро стала цитируемой.

Кто-то распечатывал макет на листе А4 и вывешивал в офисе, кто-то выходил с плакатом на пикет на Петровке, кто-то заказывал футболки, наклейки и значки, появились даже носки с таким дизайном.

Самое главное, что общественное давление, в котором все приняли участие, смогло остановить уголовное преследование невиновного человека.

#рбк #коммерсантъ #ведомости

Добавить комментарий