web 2.0

Экономика внимания: почему стоит завести личный блог уже сегодня

Предприниматель, сооснователь сервиса Parasite и автор Telegram-канала «За бугром» — о том, почему стоит завести личный блог.

Я никогда не был блогером — более того, само слово «блогер» было для меня чем-то вроде ругательства. Почти случайно я завел Telegram-канал о жизни в США, который привлек 50 тысяч читателей. Сейчас каждый пост на канале набирает 50–60 тысяч просмотров (некоторые — по 100 тысяч) и 2–4 тысячи лайков (некоторые — по 6 тысяч). Этот блог не только приносит радость, но и помогает развивать мои бизнес-проекты.

В этой колонке рассказываю, почему каждому предпринимателю и специалисту стоит завести личный блог как можно скорее.

1. Выжить в экономике внимания

Много лет назад для успеха было важно обладать конкретным навыком: чеканить монеты, управлять лошадью, кроить ткани или сколачивать доски. Потом времена изменились, стало важно обладать информацией — что, когда и как именно нужно сделать.

Сегодня важно обладать вниманием, чтобы доносить чужую экспертизу и масштабировать собственную.

Мастер-столяр может произвести и продать ограниченное количество изделий, зато блогер, рассказывающий о работе с деревом, может рекламировать услуги неограниченного числа мастеров и продавать собственные услуги в масштабах целой фабрики. Экспертизы и профессионализма уже недостаточно — главным активом теперь является внимание целевой аудитории.

Один из немногих способов завладеть вниманием — начать блог и сделать его популярным.

2. Блог как личный бренд

Личный бренд — это узнаваемость в определенных кругах. Например, кальянного блогера будут узнавать все кальянщики страны, а имя блогера-иммигранта в США знакомо большинству иммигрантов.

Сама по себе узнаваемость — скорее побочный эффект и минус медийности. Но вместе с ней приходит доверие аудитории — ресурс, который можно монетизировать, то есть эффективно пиарить собственные проекты и продавать чужие услуги.

Создавать личный бренд на теле-радио-эфирах могут только звезды и те, кто уже успешно вошел в экономику внимания. Но даже нам, простым людям, сегодня удивительным образом доступны инструменты, ничем не уступающие газетам (например, текстовые блоги в Телеграме), модным журналам (например, визуальные блоги в Инстаграме) и даже телевидению (например, видеоблоги на Ютубе). Так почему бы не воспользоваться ими?

3. Блог как витрина экспертизы

Блог — лучшая витрина экспертизы.

Представим кальянщика с десятилетним опытом. Кальян у него стоит $10, и его хотят покурить 100 человек в месяц. Представим известного кальянного блогера с таким же опытом. Его кальян магическим образом стоит уже $50, а желающие покурить записываются в очередь на год вперед. Почему люди готовы платить больше за такой же кальян?

Все просто: за вторым кальяном стоит медийность — история, созданная блогом. Этот кальян может быть менее вкусным и дымным, но желающие покурить по двойной ставке все равно найдутся. Люди покупают историю героя, а у безымянного кальянщика ее нет. Поэтому талантливые, но безымянные кальянщики сидят в тесных подвалах, а Антон Гайворонский — известный блогер — открывает двухэтажные кальянные дворцы по всей России и даже миру.

С помощью блога можно масштабировать экспертизу еще круче: не только делать кальяны, но и обучать других кальянщиков. В этом случае бизнес масштабируется без ограничений — например, записанный видеокурс можно продавать тысячными тиражами в течение многих лет, используя медийность его автора.

4. Повышение экспертизы

Со временем я убедился, что лучший способ чему-то научиться — попробовать научить других. Блог заставляет развиваться и глубже изучать тему, в которой ты самонадеянно считал себя экспертом.

У экспертизы есть срок годности. Блог помогает сохранять ее свежей.

Перед написанием каждого поста я провожу «рисерч» и делаю проверку фактов, чтобы потом не выглядеть идиотом. Например, статья о том, как зарегистрировать компанию в США, открыть бизнес-счет и подключить Stripe заставила меня изучить корпоративные и налоговые законы штата, посоветоваться с юристом и бухгалтером и систематизировать собственные знания.

Читателям кажется, что я делюсь опытом и учу их — но на самом деле сам я учусь еще больше.

5. Площадка для проектов

Личный блог — отличная площадка для запуска проектов, тестирования гипотез и сбора фидбека.

Все онлайн-проекты нашей команды я анонсирую в блоге «За бугром». Во-первых, благодаря высокой лояльности аудитории мы легко получаем ранних последователей для тестирования продукта. Во-вторых, мы сразу проверяем гипотезы: нужен ли такой продукт в принципе? Работает ли идея? Готовы ли пользователи платить? В-третьих, мы получаем обратную связь — читатели присылают критику и пожелания, а мы быстро на них реагируем.

Наши метрики показывают, что около 200 ежемесячно платящих клиентов пришли в Parasite из блога «За бугром». В масштабах всего проекта это не так много. Но ведь мы не потратили на их привлечение ни копейки, а они приносят около $2000 выручки ежемесячно — достаточно, чтобы покрыть, например, затраты на аренду офиса.

В своем блоге я буду анонсировать все новые проекты команды — и всегда смогу найти первых и лояльных пользователей. Это крутой инструмент для первичного маркетинга.

6. Поиск сотрудников и партнеров

Я нахожу сотрудников для проектов среди читателей своего Telegram-канала.

Если собственной аудитории нет, для поиска кадров придется платить другим — сайтам-агрегаторам вакансий, СМИ и блогерам. Но если у тебя есть своя аудитория, лучших сотрудников можно найти прямо в ней. Эти люди уже знают тебя, твой проект, команду и хотят работать в ней. Осталось разместить анонс и отобрать лучших.

Вот свежий кейс: месяц назад мы искали СММщика, двух авторов в блог и двух операторов техподдержки в Parasite. Разместив вакансии на «За бугром», мы получили более двухсот откликов и закрыли все пять позиций за две недели.

Личный блог поможет найти не только сотрудников, но и партнеров. Стратегические знакомства заводятся сами собой — люди пишут и предлагают вместе что-то сделать. Например, среди читателей «За бугром» оказались представители многих СМИ, ресурсов, изданий и бизнесов. Эти связи я оцениваю во много миллионов рублей и считаю одним из главных активов, приобретенных через блог. Где бы еще я познакомился с Костей — экс-дизайн-директором Яндекса, который дает бесплатные советы по дизайну нашего лендинга?

7. Продажа рекламы

Продажа рекламы в блоге — самый примитивный способ монетизации, но он тоже приносит немного денег. Или много, если блог действительно большой, но это не мой случай.

Рекламный пост на «За бугром» стоит $1000. Я размещаю 2–3 рекламных текста и зарабатываю на этом около $3000 в месяц. Это пассивный доход, для получения которого не приходится стоять у станка. Деньги от рекламы можно потратить на себя или путешествия — в общем, сделать жизнь чуть лучше, не трогая основные источники дохода.

8. Блог — это кайф

Не воспринимайте жизнь слишком серьезно. Занимайтесь тем, что приносит удовольствие.

Блог — это рупор, через который можно общаться с большой аудиторией на интересные тебе темы. Это способ помогать другим и делать свою жизнь более осмысленной. Это возможность доносить идеи, которые считаешь важными. Это обратная связь, которая делает тебя счастливее.

А еще я не раз получал письма от читателей, которые переехали жить в США благодаря моему каналу. Я получаю удовольствие, с которым мало что может сравниться.

Добавить комментарий