web 2.0

Хочешь сделать хорошее – сделай сам

Около года назад в порядке эксперимента мы запустили открытую платформу для тестирования знаний программистов Skillotron — без особых ожиданий и с минимальным маркетинговым бюджетом. Что из этого вышло и чему мы научились.

Немного предыстории. Skillotron создавался для решения внутренних задач нашей компании — хотелось создать автоматизированную платформу для оценки знаний разработчиков: и теории, и языков разработки, и конкретных библиотек. Ручное тестирование отнимало немало времени, а то, что мы нашли на рынке, нам не так понравилось, поэтому мы решили сами сделать нужный инструмент.

Исходные данные

Что у нас было помимо желания? Опыт и компетенции людей: среди 2500 коллег-программистов есть эксперты в самых разных вопросах. Мы располагали временем: поскольку мы не были привязаны к каким-то срокам продиктованными рынком, инвесторами и т.п., мы могли сильно не торопиться.

Первую тысячу вопросов разной сложности нам помогали писать десятки наших товарищей по DataArt, на первую версию ушло около полугода.

Наверное, можно было все сделать и быстрее, но DataArt — не продуктовая компания, а сервисная. Создание собственных продуктов — не наше основное занятие. Практически все участники проекта продолжали заниматься основными активностями на других проектах, участвуя в Skillotron в оставшееся от работы время. В результате в августе 2017 года мы выложили первую версию Skillotron.

Почти сразу мы решили: раз уж мы в это вписались, надо делать открытую платформу, которой смогут пользоваться все, не только наши сотрудники. Поскольку вопросы на Skillotron писали коллеги, то и в открытой версии автором мог стать каждый. На первом этапе пользовельские вопросы попадали в базу через премодерацию, потом — через постмодерацию. Ставка была сделана на collective intelligence и сарафанное радио. Судя по всему, мы не прогадали.

Промежуточный результат

За год, прошедший с момента запуска, количество вопросов на Skillotron выросло с 1000 до 2700 — исключительно благодаря краудсорсингу. Платформой воспользовались 40000 уникальных пользователей, 12300 из которых зарегистрировались и продолжили играть (мы даем пользователям возможность попробовать игру без регистрации). Эти 12 тыс. мы можем считать более или менее регулярными пользователями.

Другой показательный для нас факт. Skillotron мы продвигали на тех пяти рынках, где работает DataArt, но играют в него и в сорока других странах, а пресс-релизы по поводу новшеств на Skillotron и интересной игровой статистики перепечатывают на самых удивительных языках.

Иными словами, мы не только достигли первоначальной цели — получили инструмент для проверки знаний своих сотрудников, и теперь можем проводить «селфчеки» разработчиков DataArt — но и сделали продукт, который в достаточной степени востребован независимой аудиторией. Продукт этот получился бесплатным для пользователей. Пока что он не приносит нам какой-либо прибыли — будь он платным, возможно, статистика была бы иной.

Маркетинг

Несколько слов о том, как мы выводили продукт. Суммарные прямые инвестиции в продвижение Skillotron составили около $6 тыс. за год — сумма довольно скромная.

Часть рекламных активностей не стоила нам дополнительных денег: соревнования по Skillotron для посетителей наших стендов на IT-выставках, на которых мы бы оказались в любом случае, рассылка пресс-релизов, работа с профильными комьюнити и внутренние конкурсы для коллег.

Каждое отдельное усилие по отдельности не приводило к тысячным всплескам трафика, а давало несколько десятков или сотен новых пользователей — но систематическая работа дала значительный совокупный эффект.

Планы

Нам не кажется, что мы достигли головокружительного успеха, но это один из наших первых опытов создания полностью собственного B2C-продукта. Опыт, как нам кажется, пока удачен и в планах — продолжать развивать проект.

В скором времени планируем добавить в Skillotron задачи с написанием кода, вопросы с картинками, открытые региональные рейтинги игроков, разнообразные опции для наших многочисленных партнеров и многое другое. Это не значит, что мы планируем становиться продуктовой компанией, но пока одно другому не мешает и даже помогает.

Кроме того, у нас появились идеи по поводу того, чтобы попробовать сделать общественно доступными некоторые другие наработки, которые появились внутри DataArt за многие годы работы с кодом. Как говорится, to be continued and stay tuned.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Добавить комментарий