web 2.0

Как будет выглядеть транспорт будущего с точки зрения горожанина

Отвечает основатель фонда Target Global и бывший аналитик компании «Тройка диалог» Александр Фролов.

Автомобили

Общественное внимание приковано к проектам, создающим автомобильные беспилотники и электротранспорт, хотя число провалов в этих сферах колоссально, и, как ни странно, беспилотные авто по Москве пока не ездят, кроме беспилотника от «Яндекса», который пока еще тестируется.

Чтобы знать будущее, нужно помнить о прошлом. Провалы начались ещё до Tesla. Например, израильский стартап Better Place, который на заре 2000-х начал заниматься созданием электроавтомобиля, привлёк в общей сложности $925 млн денег инвесторов, а потом обанкротился.

У неудачи были объективные причины: стартап появился слишком рано, качество аккумуляторной батареи было низким, и в итоге продукт, который у них получился, был не очень хорошим. Никто не захотел его покупать.

У беспилотных авто сейчас проблема не в том, чтобы заставить их поехать, а в том, что их сложно научить взаимодействовать с обычными водителями и пешеходами, поведение которых на дорогах пока ещё очень непредсказуемо.

Но в течение ближайших пяти лет беспилотные автомобили освоятся — не на обычных дорогах, а на закрытых территориях: например, в заводских или других регулируемых зонах.

Через 5-10 лет мы можем увидидеть рост их проникновения на обычных дорогах. Уверен, что появятся выделенные полосы для езды беспилотных автомобилей. Возможно,они будут передвигаться на магистралях между крупными городами.

В крупных городах организовать движение беспилотного транспорта сложнее всего. Слабо представляю, что в Москве 10% автомобилей будут автономными, а 90% — нет.

Гораздо логичнее выделить отдельные города или территории, где как раз-таки въезд пилотируемых машин будет существенно ограничен, а может быть, и совсем запрещен.

Например, так уже происходит: компания Waymo, принадлежащая Alphabet (холдинг Google), запускает полноценную автоматизацию автотранспорта, но только в одном небольшом городе.

Автобусы

Грань между автобусами и каким-нибудь Uber будет постепенно стираться. Сейчас мы уже видим сервисы типа VIA, когда пассажиру предлагают купить место в комфортном автобусе-шаттле с профессиональным с водителем и местами на шесть-восемь человек. Это очень приятно и привлекательно по сравнению с традиционной моделью. Вроде бы не такси, но уже и не совсем автобус по уровню комфорта.

Что касается новых технологий, то предполагаю, что на горизонте 5-10 лет мы увидим отдельные варианты использования беспилотных электроавтобусов на закрытых территориях, например, производственных.

Увы, такого, чтобы в центре города вместе с обычными машинами катался беспилотный автобус, думаю, в ближайшие 10 лет мы не увидим, а вот вариант выделенной полосы вполне возможен.

Авиация

Довольно любопытная сфера, которой уделяется не так уж и много внимания. В последнее время было создано множество компаний, которые работают по новой бизнес-модели и предлагают частные самолёты — улучшенный бизнес-класс.

Их гипотеза заключается в том, что если частный самолёт покупают вскладчину много людей, то для них это будет стоить немногим дороже, чем бизнес-класс на регулярном рейсе, но при этом сервис гораздо лучше.

Есть, например, проект NetJets, также существует довольно известная компания JetSmarter, основанная выходцами из России. Она дальше всех продвинулась в реализации этой идеи.

Правда, в целом есть ощущение, что для ряда крупных американских инвесторов, которые вкладывают в такие компании, это представляет, скорее, личный интерес — ведь они потенциальные клиенты. Признаюсь, я сам не вижу серьезной и большой перспективы в этом — сегмент премиальный, спрос на него в целом ограничен.

При этом с точки зрения технологий, программного обеспечения и ИТ-решений, которые кардинально меняют пользовательский опыт в отрасли, кажется, революции пока не случилось.

Изменится ли что-то в ближайшие 5-10 лет, будем ли мы летать на беспилотных самолетах? С одной стороны, это, возможно, и проще, чем на земле: в небе гораздо легче маневрировать, там нет пешеходов и других непредсказуемых препятствий в большом количестве.

С другой стороны, отрасль очень сильно зарегулирована, и это, наверное, справедливо: сфера высокотехнологична и в чём-то опасна, туда не пускают маленькие компании просто так.

Плюс, с точки зрения стоимости авиаперелета зарплата пилота далеко не ключевая статья расходов. Зарплата водителя, например, может составлять до 30% от стоимости поездки на такси.

А в стоимости полета на самолете огромную долю занимает его обслуживание, топливо, сервис в аэропорту, тогда как зарплата пилота — совсем небольшую часть. Кажется, нет большого экономического стимула активно развивать эту историю.

Грузовой транспорт

Грузовой транспорт — это перспективное и привлекательное направление, хотя пока мало заметное. На это есть причины: самое быстрое развитие технологий идет в закрытых системах на производствах. То есть это индустриальное использование, незаметное для обычных пользователей.

Например, компания Mototok, которая создает электрические машины-тягачи для самолетов, управляемые дистанционно. Традиционно на тягаче работает до трёх человек: один ведет тягач, и еще один или двое идут рядом и следят, чтобы самолет крыльями ничего не задел.

Или, например, немецкий почтовый концерн Deutsche Post DHL продолжает последовательно переводить автопарк на электрическую тягу. Сегодня по городам Германии уже разъезжают 8000 небольших желтых грузовых электромобилей Streetscooter.

В ближайшие 10-20 лет использование беспилотного грузового транспорта в определенной степени коснётся большинства заводов и производств мира. Ведь для того, чтобы умные беспилотники пришли в нашу жизнь, необходимы два фактора.

Во-первых, экономическая выгода, которую бизнес анализирует более внимательно и рационально, чем потребители. Во-вторых, у предприятий есть понятные производственные процессы, в которых гораздо меньше непредсказуемости.

Только представьте: если выпустить беспилотный автомобиль на забитую улицу Москвы, там может произойти всё что угодно. Другое дело, когда это большой и хорошо организованный завод, где всё работает по плану внутри закрытой системы.

В итоге и тесты, необходимые, чтобы подготовить устройство для работы в подобных достаточно предсказуемых условиях, на порядок проще, чем тесты, которые надо провести для появления на городских улицах.

Личный транспорт пешехода

В нашем условном рейтинге привлекательных трендов в транспорте я отдаю первое место электросамокатам, электровелосипедам и скутерам. Эти сервисы уже стремительно набирают популярность по всему миру по объективным причинам.

Если посмотреть на перевозку людей, а не грузов, то в 70% случаев внутригородских перевозок маршруты, по которым ездят люди, находятся в диапазоне до 5 км.

Это расстояние прекрасно преодолевают самокаты и велосипеды, в особенности электрические; на них можно ехать быстро, и не вспотев. И мы наблюдаем, как динамично развиваются новые компании в сегменте электросамокатов и электровелосипедов (американские Bird, Lime), кстати, сокращающие объем использования такси.

Почему это стало доступно намного позже изобретения велосипеда? Технологическая находка заключается в том, что компании сравнительно недавно научились открывать и закрывать замки на этих устройствах через GPS, без привязки к конкретной станции. Это позволило получить или оставить транспортное средство в любой точке города.

Конечно, есть и минусы в случае безответственного использования: многие видели картинки из китайских городов, когда пользователи сваливают в огромную кучу сотни велосипедов. Но в целом это прекрасная возможность для людей в любом месте начать и закончить поездку.

Предполагаю, что электросамокаты будут и дальше завоевывать популярность. Ведь они, в отличие от велосипедов, более компактные и удобные: с ними можно зайти в автобус, спуститься в метро или поехать на машине и таким образом комбинировать разные виды транспорта во время одной поездки. Плюс это экологичный в использовании вид транспорта.

На мой взгляд, со времен создания Uber это наиболее динамично развивающийся бизнес-сегмент в сфере транспорта. Мы давно не видели компаний, которые росли бы также стремительно, как сейчас растут сервисы по аренде электросамокатов в Америке и в Европе. Они уже есть и в Париже, Цюрихе, Тель-Авиве, городах Испании и других регионах.

К чему это в итоге приведёт? В ближайшие годы благодаря райдшерингу произойдет серьезное снижение числа автомобилей. А те машины, которые все же продолжат ездить по улицам, будут гораздо эффективнее использоваться. Все это существенным образом изменит нашу городскую среду обитания.

Статьи по теме:

  • Провал Uber: как сломалась стартап-машина Кремниевой долины
  • Век пророков: как чужие прогнозы становятся реальностью
  • Мир-2030: чем грозит новая технологическая революция

Добавить комментарий