web 2.0

Как просадить десятки миллионов долларов на походы в кино и изменить рынок кинопоказа

Такой тривиальный процесс, как поход в кино, может стать полем для создания суперпопулярного стартапа. Внедрения модели подписки, попытки заработать на больших данных — всё ради того, чтобы покупать билеты в кино стало дешевле и удобнее.

Тема стартапов, технологий и абонементов в кино вкратце поднималась на примере Moviepass в рубрике «Стартап дня». Попробуем посмотреть на неё чуть более широко, используя новые данные.

Как часто вы ходите в кино? Сборы мирового кинопроката в прошлом году выросли до рекордных $40,6 млрд (на Россию пришёлся $1 млрд). Рекорд связан с выходом популярных блокбастеров, увеличением числа залов и экранов, с ростом средней цены билета, но заметной тенденции притока людей в кинотеатры нет.

Пора что-то менять, чтобы конкурировать с другими способами развлечений, и в дополнение к уже стандартным решениям кинотеатров (более удобные кресла, новые технологии изображения и звука, программы лояльности, онлайн- и мобильные сервисы продажи билетов, расширенное меню) жизненно необходимы инновации.

Представим, что в кинотеатрах продаётся подписка. Ежемесячный платёж 250 рублей (средняя цена билета в России), и вы можете посмотреть три, четыре и более фильмов. Интересно? Будете ходить в кино чаще?

Идея для стартапа

Стартап Moviepass появился в Сан-Франциско ещё в 2011 году и несколько лет не слишком успешно экспериментировал с различными форматами и технологиями подписки на билеты в кино, набрав несколько тысяч пользователей. Прорыв случился летом прошлого года, после чего клиентская база рванула и сейчас уже превышает впечатляющие 2 млн.

Напомним, что сервис начал предлагать очень дешёвую подписку на походы в кино — $9,95 в месяц, что на уровне или для некоторых регионов даже ниже цены одного билета. Вы подписываетесь на сервис, получаете специальную карту Mastercard, ставите мобильное приложение, выбираете интересующий фильм, приходите в кино и покупаете билеты, при этом деньги списываются с карты, пополнение которой на сумму покупки делает сам Moviepass.

Вы не поверите, что здесь нет ограничений, и будете правы. Билеты можно купить только на обычные 2D-показы (нет 3D, IMAX, фестивальных показов и так далее), только находясь недалеко от кинотеатра, только на сегодняшний показ, не во все сети кинотеатров, только на одного человека, только на один показ в день. И тем не менее, через Moviepass уже продаётся более 6% билетов.

С точки зрения клиента сервис подписки идеален, если вы живёте в городе, где высокая стоимость билета, и при этом неистово любите кино, смотря фильмы несколько раз в неделю. С точки зрения сервиса идеальным клиентом будет тот, кто живёт в регионе с дешёвыми билетами и ходит в кино не чаще раза в месяц. Сервис говорит, что последних — более 80%.

Покажи мне деньги

Эксперимент Moviepass, безусловно, серьёзно влияет на индустрию кинопоказа, но для самого стартапа результат пока печален. Посмотрим на данные. Крупнейшая в США сеть кинотеатров AMC сообщила, что в апреле клиенты Moviepass в среднем покупали 2,75 билета в их кинотеатры по $12,02, что даёт расходы в $33 (клиент, как вы помните, платит $9,95). В этом случае сервис выплачивает сети полную стоимость билета, фактически субсидируя зрителя.

Масштаб проблемы можно понять и из отчётности компании-владельца сервиса. Сейчас в месяц Moviepass требует финансирования более чем на $20 млн, но с учётом бешеного роста клиентской базы и того, что по подписке люди ходят в кино всё чаще, расходы будут только расти.

Компания привлекала инвестиции и кредитные линии, продолжая прожигать кэш, но устойчивой бизнес-модели пока не появилось. Показательно, что недавно было заявлено об отказе от формата безлимитной ежемесячной подписки, в попытке урезать абонемент до трёх-четырёх фильмов в месяц, но почти сразу компания откатила модель к начальным условиям.

Возможные источники дохода для такого бизнеса понятны: комиссия от кинотеатров с продажи билетов, комиссия с продажи еды и напитков, реклама. Проблема в том, что это пока не работает. Крупнейшие сети в целом не испытывают радости от появления сервиса, не говоря уже о разделении доходов, а крупные рекламодатели задумываются о том, сколько ещё проживёт сервис. Зрители разделяют эти опасения, быстрее подписываются и бегут в кино, чтобы успеть сэкономить.

Ещё одно направление — это зарабатывать на самих фильмах, билеты на которые продаются через Moviepass. Так, неделю назад компания объявила об инвестициях в фильм «Готти» об одном из самых известных американских гангстеров с Джоном Траволтой в главной роли. Сделать фильм, прорекламировать его для огромной базы своих клиентов, продать на него билеты — звучит неплохо и даже похоже на бизнес, но ключевым моментом для сервиса могли быть стать большие данные.

Если вы не платите за продукт, значит, продукт — это вы

Надувание многомиллионного пузыря Moviepass началось после приобретения стартапа компанией Helios and Matheson Analytics. Эта компания занимается технологическими решениями в области анализа больших данных, искусственного интеллекта, бизнес-аналитики, мониторинга социальных медиа и прочего.

Moviepass — не единственный её проект, но самый большой, самый известный, самый перспективный и проблемный. Если создавался стартап людьми из индустрии развлечений, то «полетел», когда за него взялись специалисты по большим данным.

Поведение кинозрителей — это лакомый кусок, например, для студий, которым интересно знать, как и когда люди ходят в кино. Инвестиции в наращивание клиентской базы в этом случае были понятны — контролируя всё большую долю рынка билетов, компания получала всё более ценные данные для анализа и продажи.

Это позволяло снижать цену подписки до минимума. Здесь напрашивается сравнение с бесплатным Facebook, который зарабатывает на продаже своей аудитории рекламодателями, но ещё и с Cambridge Analytica (ирония в том, что крупнейшим инвестором Moviepass был Крис Келли, бывший юрисконсульт и Chief Privacy Officer Facebook).

Какое-то время рынок верил в перспективную связку кино и больших данных, прошлой осенью на пике Helios and Matheson стоила больше $1 млрд. Но эйфория прошла, убытки росли, нужно было размещать новые акции, а Moviepass требовал всё больших вливаний.

Во вторник компания раскрыла информацию о своём печальном финансовом положении — низком остатке денежных средств, дефиците ликвидности, невозможности оценить потребность в дополнительном финансировании и неуверенности с привлечением последнего. Цена акций за пару дней упала в три раза, а стоимость компании рухнула до $50 млн. Единорог как-то не родился.

Светлое будущее подписки

Какими бы ни были варианты дальнейшего развития событий непосредственно для Moviepass — от банкротства до продажи стратегическому инвестору, походы в кино не станут прежними. Подписка заставляет людей потреблять больше, и для рынка кинопоказа это может стать спасением.

Новый стартап Sinemia предлагает всё то, чего не хватает Moviepass. Можно покупать билеты не только для себя, но и для своей половинки, необязательно приходить в сам кинотеатр для покупки — покупайте дистанционно, можно смотреть IMAX и 4DX. И не нужно платить $9,95 — подписка на месяц может стоить от $4,99.

В чём подвох — это всего за один билет. Sinemia имеет турецкие корни, но хочет быть глобальной компанией, сейчас ищет финансирование для расширения не только в США, но и на развивающие рынки. Будут ещё проекты с новыми форматами и стоимостью подписки, но выигрывать от этого будут зрители.

В России можно ждать копирования Moviepass местными венчурными предпринимателями, введения своего сервиса подписки крупными сетями кинотеатров (особенно если у их владельца есть билетный оператор), прихода в этот бизнес операторов связи (напомню, что МТС недавно купил билетные сервисы), интернет-холдингов и финансового бизнеса (например, «Яндекс» и «Сбербанк»).

Ходите в кино!

Добавить комментарий