web 2.0

Личный опыт: бизнес-магистратура без отрыва от работы

Стоит ли учиться на факультете международного бизнеса в Высшей Школе Экономики.

За два года я из человека с гуманитарным образованием и стажировкой в «Большой четвёрке» превратился в специалиста с развитой бизнес-интуицией и хорошими связями.

На мой взгляд, такой прогресс обусловлен тремя параметрами: грамотные преподаватели, хорошая структура образовательного процесса и одногруппники с разнообразным бэкграундом.

Преподавательский состав

Практически все преподаватели на программе — топ-менеджеры международных компаний: директора, генеральные менеджеры или предприниматели. Они, очевидно, не ради учительской зарплаты пришли в университет работать, а действительно получают кайф преподавания.

Занятия профессора ведут в соответствии со своим опытом и зачастую делятся такими инсайтами, которых ни в одном учебнике не пишут. Все очень открыты, положительно относятся к обратной связи и готовы отвечать на любые вопросы.

Здесь справедливо можно заметить, что не все успешные карьеристы становятся хорошими преподавателями. Была парочка людей с очень крутым бизнес-бэкграундом (например, преподаватель по рекламе владеет крупным рекламным агентством) и отвратительными навыками выступления перед аудиторией (убаюкивающим голосом читает текст со слайдов и невнятно отвечает на вопросы), но их предметы можно просто не выбирать.

Мой личный список предметов с наиболее компетентными преподавателями:

...
  1. Стратегический менеджмент. Ведёт выпускник французской бизнес-школы Insead, на момент моего обучения был генеральным менеджером в Uber. Постоянно давал нам Гарвардские кейсы и приглашал своих товарищей делиться опытом на гостевых лекциях. За один семестр у нас побывали генеральный директор Delivery Club, директор по стратегии «Росбанка», директор по коммуникациям Uber, партнёр консалтинговой компании Bain и многие другие авторитетные спикеры.

  2. Маркетинговые исследования и стратегический маркетинг. Бывший менеджер консалтинговой компании McKinsey наглядно показал нам, что и как из написанного в книжках работает или не работает в реальной жизни. С ним мы даже немного погрузились в психологию и военную стратегию (для того, чтобы лучше понять некоторые бизнес-концепции), проводили реальные рыночные исследования и критиковали статьи Harvard Business Review.
  3. Международный маркетинг. Этот предмет ведёт директор международной сети FMCG. Не заставлял нас читать Котлера, хотя и показывал его основные концепции, как правило, чтобы опровергнуть. Всё изучаемое подкреплял примерами из своей практики в Procter & Gamble, что породило игру «угадай, сколько раз за сегодня он скажет слово Gillette». Весь семестр мы работали в небольших командах над маркетинговым планом для выбранного бренда, каждое занятие дополняя его за счёт только что изученных инструментов.

Желание делиться информацией было замечено у всех профессоров. Это сильно контрастирует с тем, что я видел в других учебных заведениях. Обсудить что-то можно не только во время занятия, но и в курилке, на Facebook или при личной встрече во время обеда. Я и после выпуска общаюсь с некоторыми из них, спрашиваю совета.

Образовательный процесс

На моей программе не было разделений на лекции и семинары. Во время занятия в любой момент можно высказать своё мнение и завязать дискуссию. Преподаватели сами всё время инициируют обсуждения, призывая не молчать.

В такой обстановке действительно учишься у всех вокруг. Ну а если кто-то высказал откровенную чушь, ты можешь поднять руку и объяснить ему, почему он не прав. Такой режим проведения занятий давно прижился в зарубежных бизнес-школах, но во многих российских — всё ещё каменный век в этом плане.

Развитию коммуникационных навыков времени уделяется не меньше, чем получению знаний. Письменных работ мы практически не сдавали, а вот презентовать устно приходилось постоянно, и навыки публичного выступления тоже добавляли веса итоговой оценке.

На переговорах были игровые сессии, имитирующие заключение контрактов или досудебных соглашений. При этом всё происходило на английском — неплохая практика.

Почти все преподаватели используют кейс-метод. Он заключается в изучении опыта других компаний путём проживания процесса принятия бизнес-решений в конкретных ситуациях. Чаще всего это кейсы Harvard Business School, описывающие опыт всемирно известных корпораций.

Мы изучали кейсы Walmart, Disney, Uber и Cirque du Soleil. Иногда преподаватель может дать что-то из своего опыта.

Например, на стратегическом маркетинге нам выслали большую выгрузку из «Евромонитора» по рынку сухой лапши в нескольких странах средней Азии, а через неделю мы показывали презентацию, объясняя, на какой рынок компании следует выходить, какой продукт там запускать и какой способ мы для этого советуем.

Другая важная черта программы — вечерние занятия. Мы занимались почти каждый будний день с семи вечера и весь день в субботу. Такой график даёт возможность полноценно работать во время учёбы. На первом курсе я вообще работал в «Большой четвёрке» (там рабочая неделя далеко не 40 часов) и ничего, всё успевал.

На программе очень много сделано для того, чтобы было больше практики. Один месяц все студенты делают реальный консалтинговый проект для одной из компаний-партнёров университета.

Мне досталась российская (хотел написать советская) авиакомпания. У них было равнодушное отношение к процессу и результату, поэтому опыт оказался средним. Но я знаю, что некоторым повезло больше.

Одногруппники

Как я написал выше, в процессе обучения мы учимся и у одногруппников. Чему можно у них научиться, если они школу только недавно закончили?

Во-первых, не все пришли сразу после бакалавриата. Многие были уже с двумя-тремя годами опыта работы или устроились куда-то параллельно с магистратурой. Мои одногруппники работали в PepsiCo, «Сибур», «ВТБ Капитал», «Михайлов и Партнёры» и других больших компаниях. Такому составу есть чем поделиться.

Во-вторых, у людей разнообразный бэкграунд. Помимо экономистов встречались юристы, историки, инженеры и лингвисты. За счёт этого взгляд на обсуждаемые бизнес-вопросы у всех был индивидуальный. И было много иностранцев, у них на всё принципиально другой взгляд.

В моей группе учились француз, испанка, двое итальянцев, американец и парень из Нидерландов. Это добавляет культурного разнообразия, у всех свой характер.

Американец очень обязательный, француз — раздолбай, а итальянцы схожи с нами по менталитету. Но что действительно всех объединяет, так это хорошее чувство юмора.

Так как почти все домашние задания командные, с одногруппниками проводишь очень много времени и постигаешь командную работу во всех её проявлениях. Учишься взаимодействовать с разными людьми и иногда сталкиваешься с неадекватным поведением.

Во время работы над проектом по маркетингу моя сокомандница должна была сделать SWOT-анализ. А она не абы кто, а директор по маркетингу юридической фирмы с десятилетним стажем.

Она принесла откровенную дрянь, и, естественно, никто не собирался вставлять это в презентацию. Но она «делала этот анализ четыре часа, и муж сказал, что получилось очень хорошо». Было непросто.

Прочее

У программы есть зарубежные партнёры, можно получить двойной диплом. Отправляют в достаточно сильные заведения, например, в норвежскую школу экономики NHH и Маастрихтский университет в Нидерландах. Такой возможностью пользуются немногие, примерно 15% от курса, остальные не хотят оставлять работу. Но те, кто ездил, остались довольны.

На факультет международного бизнеса не стоит идти тем, кто хочет получить глубокие финансовые знания. Для этого лучше выбрать другой факультет. Финансовые предметы есть, но это ни в какое сравнение не идёт с тем уровнем, который есть в РЭШ или МИЭФ. Один парень попал в «ВТБ Капитал» после факультета международного бизнеса, но это исключение.

Факультет подойдёт тем, кто собирается работать в demand-функциях международных компаний (маркетинг и продажи), консалтинге или хочет определиться, в каком направлении развивать карьеру.

Очень большое количество одногруппников ещё во время учебы попали на лидерские программы в сфере FMCG — Mars, PepsiCo и Reckitt Benckiser. Сейчас из группы в 30 человек четверо работают в консалтинге (уровень компании Accenture) и один — в «Большой тройке».

#образование

Добавить комментарий