web 2.0

О знакомстве с Юрием Мильнером, основании Start Fund и уходе из инвестиций: интервью с Феликсом Шпильманом

Автор YouTube-канала «Заметки предпринимателя» и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов беседует с генеральным директором онлайн-платформы для бронирования отелей и поиска авиабилетов Ostrovok.ru Феликсом Шпильманом.

Ниже — выдержки из интервью.

О Долине, знакомстве с Мильнером и DST

В 15 лет я окончил школу в Москве и переехал жить к бабушке с дедушкой в Кремниевую долину. Там я попал в классную компанию: в школе слева от меня сидел сын основателя фонда Kleiner Perkins, справа — внук основателя водки Grey Goose, сзади — сын главы бизнес-развития PayPal. В общем, дух стартапа уже тогда висел в воздухе.

После окончания университета в Лос-Анджелесе я вернулся в Москву и начал работать инвест-банковским аналитиком. В 2008 году меня поставили на сделку под названием IPO Mail.ru.

Однажды мне позвонили «охотники за головами» и сообщили, что хотят познакомить меня с одним клиентом. Я тогда сказал: «Простите, но на рынке есть всего две интернет-компании, которые могут нанять вас, чтобы нанять меня. И одна из них — мой текущий клиент». Мне ответили: «Значит, вы пойдёте на встречу со своим клиентом».

Так произошло наше знакомство с Юрием Мильнером, после чего и началась моя карьера в DST.

«Мы точно взлетим». Об основании Start Fund

В какой-то момент я снова оказался за рубежом, и мы с Юрием Борисовичем познакомились с Airbnb и Dropbox. Для нас было странным, что обе эти компании вышли из некого инкубатора под названием Y Combinator.

Мы приехали посмотреть: сто человек сидели в огромном «ангаре» — тогда в Y Combinator инкубаторе находилось 44 стартап-проекта, из которых, как нам сказали, определённое число точно «взлетит».

Я подумал тогда: «Вау, ведь если не угадывать, а проинвестировать в каждую потенциально успешную компанию, мы точно взлетим».

Именно эту стратегию мы разыграли, когда создавали Start Fund. Мы проинвестировали в каждую компанию, которая проходила демо-день Y Combinator, а затем инвестировали в тех из них, кто хорошо отрывался. Так за два года работы фонд проинвестировал более 450 проектов.

В целом это был очень интересный этап. У меня была самая крутая работа, которую мог пожелать себе 25-летний профессионал: я бегал по Кремниевой долине и раздавал деньги стартапам под брендом самого лучшего инвестора. При этом у меня хорошо получалось.

Но однажды я, к счастью, понял, что с инвестициями пора заканчивать.

Стартап, у которого было слишком много денег

Сегодня Ostrovok.ru — это часть тревел-группы Emerging Travel Group, куда входят два российских бренда и два международных. Но так было не всегда.

Вообще, «Островок» первого этапа жизни — это классический пример переинвестированного стартапа: компания в определённые периоды жгла до $3 млн в месяц. Бывает, если стартап получает слишком большие суммы от инвестора, он захлёбывается в деньгах и не выплывает.

Нам повезло выплыть: у нас были правильные люди, и они помогли нам встать на верные рельсы. Но когда я присоединился к компании, в 2013 году, было нелегко: мы сократили треть персонала и ещё пару лет приводили компанию к прибыльности. Только к 2016 году стало понятно, что компания выйдет на окупаемость и в целом выживет.

Как получилось выплыть? Мы стали лучше считать. Всё-таки маркетинг в 2018 году очень дорогой, и если качественно не уметь считать, то с высокой долей вероятности ты вылетишь в трубу. Не только в тревел-отрасли. Поэтому самое большое наше достижение — мы научились круто считать и честно понимать наши доходы и расходы.

О команде и опционах

Большинство управляющих «Островка» — акционеры компании: более 25% акций компании принадлежит команде и текущему управляющему составу.

Мы очень гордимся тем, что у нас большая опционная программа, и моя мечта — сделать так, чтобы модель бизнеса была все больше похожа на Кремниевую долину, когда у всех есть опционы. Все ведь знают эти истории про повара в компании Facebook, который стал миллионером?

Я считаю, что это важно, потому что в стартап должны верить. Стартап — это очень сложно, и то, о чём я говорю, — это инструмент добавления веры.

Зачем Феликс ушёл из инвестиций, в чём конкурентное преимущество «Островка» перед Booking.com, как планирует развиваться компания и почему из всех видов спорта Феликс выбрал вейксерфинг — ответы на эти разные вопросы — в полной версии интервью на канале «Заметки предпринимателя».

#заметкипредпринимателя

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Добавить комментарий