web 2.0

Основатель «Бизнес Молодости» Михаил Дашкиев — о создании проекта, кассовом разрыве в $1 млн и планах на будущее

Беседует автор YouTube-канала «Заметки предпринимателя» и генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп» Максим Спиридонов.

Ниже — выдержки из интервью.

О том, как начиналась «Бизнес Молодость»

Сначала я работал в найме менеджером по продажам, продавал в холодную — достаточно жёсткая деятельность. Потом я стал маркетологом, рос в карьере, три года работал в найме и параллельно с карьерой уже как-то подрабатывал. К моменту, когда начался проект «БМ», у меня было несколько маленьких компаний: диодная, цветочная и маркетинговое агентство — примерно 2,5 млн рублей в месяц выручки. Чистыми я зарабатывал тогда 150–200 тысяч рублей. Это было восемь лет назад.

Я обычный парень из Чебоксар, и в моей картине мира нормальная зарплата взрослого человека — 15 тысяч рублей, мои родители тогда зарабатывали 12 тысяч рублей.

Мне приходилось самому искать пути заработать, и я понимал, что те знания, которые у меня есть, — они неприменимы в моменте. Я закончил Высшую школу экономики, это классный вуз, там классное окружение, но я пытался применить SWOT-анализ, бостонскую матрицу, чтобы заработать денег, и у меня не получалось.

Поэтому, когда нас позвали выступить в «вышку», чтобы рассказать, как мы зарабатывали деньги своим путём, возник большой ажиотаж. Аудитория очень ждала чего-то конкретного, применимого, относящегося к результату.

Мы сказали людям — давайте, чтобы доказать наши слова, мы возьмём группу людей и начнём с ними работать. Мы просто собирались каждую среду с ребятами, разбирали, обсуждали каждого, а в конце недели спрашивали, у кого какой результат.

Они нам за это платили 5000 рублей. Мы тогда не понимали, что запускаем какой-то проект, это был неосознанный старт, хобби.

О том, почему предприниматели «застревают»

Внешний наблюдатель видит со стороны, ему кажется, что на сцене происходит следующее: «Давай, ты сможешь, давай». Всё не настолько примитивно. Если просто кричать «ты сможешь», то мало что изменится, не будет никакого эффекта.

Но мотивация — важное слово. Часто человек, зная, что ему делать, имея чёткий, подробный план, почему-то не делает. Почему он не делает? Я задавался этим вопросом. Если ты посмотришь, то обнаружишь, что подавляющее большинство людей в стране не делают то, что им нужно делать.

Можно над ними смеяться, говорить, что это просто лень или какие-то неразвитые люди, хотя в такое состояние могут попасть и люди с миллиардными оборотами. А можно понять глубинную причину, потому что лень — это защитная реакция организма против бессмысленности действий. Человек не действует, когда не видит смысла, когда он понимает, что текущая модель — тупиковая.

Человек начинает двигаться тогда, когда в конфигурации, в которой он находится, появляется перспектива. Можно бесконечно давить на него, но если он не видит перспективы, он будет только портить своё здоровье. И я знаю, что огромное количество предпринимателей уровня малого и микробизнеса застряли в этой проблеме. Они работают, и работают очень много, но не видят перспективы.

О машинах и квартирах

Для большинства людей машина — самый лёгкий способ активизировать выброс всех нужных гормонов. Если человек понимает, что он может купить машину, сделав все действия, то он будет очень стараться двигаться.

Когда человек делает первые шаги на пути зарабатывания денег, то можно, конечно, подсунуть ему мысль, что давай, занимайся благотворительностью, но если при этом он не закрыл свои базовые потребности, не может сам быть автономным, не может в ресторан сам сходить, то лучше быть честным и давить на то, что человека больше зажжёт.

Был у нас такой дагестанец Галим Абдул Галимов. Он занимался сотовым поликарбонатом и зарабатывал около 200 тысяч рублей. Мы спросили — что тебя больше зажжёт: купить Mercedes Е-класса, сделать подарок жене или свозить родителей в отпуск? Только ответь честно. Он говорит — машина. У джигита должен быть хороший конь.

Он купил машину, и от этого выиграли и его родители, и его жена, потому что он вырос с 2 млн до 18 млн рублей выручки, сделав те действия, которые были стрессовыми для него раньше. Потому что нужно, чтобы мозг был «зажжён», чтобы он пустил тебя в стресс, пустил тебя в неопределённость.

Когда люди идут в предпринимательство, делают нетипичные для себя действия, а предпринимательство это всегда неопределённость, и при этом мы не поощряем свой мозг, он создаёт лень, апатию, остановку, низкоэнергетичные состояния.

Самое главное быть честным перед самим собой.

Об агрессии

Иногда мы действительно ведём себя агрессивно, но мы считаем, что так надо. Уровень агрессии сильно снизился за последние несколько лет. Мы стали гораздо мягче и толерантнее, но если нужно жёстко донести какую-то мысль и это работает, то иногда мы выбираем этот способ.

При этом я вижу, что человек меняет вектор своего развития и меняет свою жизнь. И я вижу это в большом количестве, чего не вижу у других организаций, чистеньких, беленьких, классных, к которым не придерёшься. Но которые при этом скрывают свои результаты.

О главных уроках

Я понял, что бизнес — это не самоцель и не самоценность. Не каждому человеку стоит идти в бизнес. В бизнесе хорошо выживают те, кто хорошо живёт в неопределённости. Мы про развитие, а не только про бизнес. Но наша позиция в том, что развитие должно как-то проявиться. Когда ты покупаешь машину, она реально проявляется. Когда у тебя есть деньги на счету, они реальные. Когда родители едут в отпуск, это реально происходит.

Бизнес это или не бизнес, другой вопрос. Это было первое осознание. В начале я верил, что бизнес — это то, что может каждый, и то, что нужно каждому. Моя сестра — она не предприниматель. Её колбасит в неопределённости, но тем не менее она отличный специалист, и я уважаю её выбор. Хотя в начале я её убеждал: «Давай, давай».

Второе осознание пришло во время большого кассового разрыва в 2013 году, когда нас ударило о землю. Больше чем минус $1 млн. Тогда я открыл для себя сферу финансов, финучёта, отношения к эффективности. Если раньше я уважал результативность, то теперь эффективность — результат на ресурсы.

Чтобы выжить, нам пришлось сократить треть персонала, и мы поняли, что жили в большой иллюзии, потому что по факту ничего не изменилось — нас немного потрясло, выручка просела, но потом она вернулась. Это значит, что все наши представления о том, что каждый человек здесь нужен, были ошибочны.

Это были лишние наросты и лишние построения. Нужны были точные, правильные действия. нам пришлось реструктурироваться, менять подход, менять финансово-управленческий учёт. Тогда даже родилось понятие «план-кинжал» — одно ключевое действие на неделю.

О будущем «Бизнес Молодости»

Для нас «Бизнес Молодость» — это скорее идеология, а не просто бизнес-составляющая. Сегодня мы создали инвестиционный фонд, который покупает обучающиеся у нас компании с потенциалом.

Мы хотим выйти за рубеж — в мае планируем мероприятие «Инструментариум» в Корее.

Через пять-семь лет «Бизнес Молодость» это исследовательский институт, много данных, много умных людей, которые умеют эти данные интерпретировать и анализировать. Это нейронные сети, которые уже начали работать в нашей платформе, у нас есть возможность посмотреть на человека, найти его профиль в соцсетях, связать с его личным кабинетом

Это инвестиционный фонд и медиагруппа, мы сейчас много внимания уделяем производству фильма, контента, идей.

Подробнее о мотивации, методах и результатах «Бизнес Молодости» — в полной версии интервью на канале.

#заметкипредпринимателя

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Добавить комментарий