web 2.0

Построить музей вокруг одного леденца

Предприниматель из Рязани нашёл рецепт сладости 1837 года, открыл музей и выручает 1 млн рублей в месяц.

Житель Рязани Игорь Евсюхин с 1990-х годов занимался доставкой кондитерских изделий в магазины, а затем увлёкся производством собственных шоколадных изделий. В 2017 году он случайно обнаружил в библиотеке рецепт леденца 1837 года и выяснил, что по преданию рецепт придумали к приезду будущего императора цесаревича Александра.

Тогда Евсюхин решил создать свой музей рязанского леденца. Предприниматель рассказал, как открыть частный музей и не прогореть, какую выручку может приносить подобный проект и как увеличить количество источников дохода.

Легенда о рецепте

Зимой 2016 года предприниматель Игорь Евсюхин обнаружил книгу «Комитет сахароваров», изданную в 1845 году. В ней лежал лист с рецептом, датированный 1837 годом.

Евсюхин перевёл вес ингредиентов в граммы (до 1917 года в России вес ингредиентов в рецептах указывали в фунтах и унциях) и попытался приготовить блюдо в своей мастерской. У предпринимателя получился леденец.

Предприниматель заинтересовался, чем 1837 год был примечателен для Рязани. Из книг по истории он узнал, что в тот год в город приезжал цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II. К его приезду жители устроили выставку достижений Рязанской губернии.

Евсюхин привлёк исторического консультанта из рязанского педагогического университета. Вместе с экспертами они предположили, что леденец по уникальному рецепту был создан специально к выставке. Тогда предприниматель решил открыть свой музей и рассказать в нём историю появления леденца.

Сладость по рецепту 1837 года

В 1993 году Игорь Евсюхин закончил рязанский мединститут и работал врачом, но затем начал заниматься реализацией и дистрибуцией кондитерских изделий. Он создал компанию «Юнион» и развивает её до сих пор — сейчас она приносит наибольший доход, но предприниматель считает, что из-за развития торговых сетей этот бизнес скоро придёт в упадок.

Сладкая тема увлекла Евсюхина, и в 2012 году он открыл мастерскую по производству шоколадных изделий «Шокоруа».

После того, как предприниматель нашёл листок с рецептом и решил открыть музей рязанского леденца, он обратился в администрацию города. Евсюхин рассказал о своём проекте и получил поддержку — власти города помогли найти подходящее для музея помещение.

Мы нашли дом, который находится в муниципальной собственности и был в плохом состоянии. Это подвальное помещение, но с хорошей локацией — около рязанского кремля, туристическое. Расположение для нас большой плюс — если бы такой объект находился на отшибе, дело бы не пошло.

Егорь Евсюхин

Евсюхин арендовал помещение в 250 м² на десять лет за 15 тысяч рублей в месяц. По данным Restate.ru, аренда торгового помещения с аналогичной площадью в центре города будет стоить от 95 тысяч рублей.

Здание было ветхим — в его ремонт и обустройство музея предприниматель вложил 9,5 млн рублей из своих личных сбережений. Договор об аренде помещения с администрацией города он подписал в феврале 2017 года, а уже в сентябре того же года музей принял первых туристов.

Музей — частный, поэтому никаких дотаций государство не выделит, как бы мы ни просили. Можно поучаствовать в каких-то грантах, но мы работаем всего год и пока не пробовали. С бюджетом приходится рассчитывать только на свои силы, но в этом есть и плюс — всегда приходится двигаться и думать, как заработать.

Игорь Евсюхин

По словам предпринимателя, у музея партнёрские отношения с городским управлением: «На уровне муниципальных властей мы быстро получаем информацию о разных выставках. Иногда на нашей территории проводят административные мероприятия, но мы получаем за это деньги».

Евсюхин вспоминает, что друзья и знакомые с интересом восприняли его идею. Дизайнером музея стал его школьный товарищ художник Алексей Рычков. Он нарисовал для музея шесть картин и принял участие в отделке помещения.

Построить музей вокруг одного леденца

В сентябре 2018 года музею истории рязанского леденца исполнился год. В нём можно узнать, как готовили леденцы два века назад и самому попробовать приготовить сладость по старинному рецепту.

За год музей посетило 18 тысяч человек. В рейтинге развлечений на TripAdvisor он стал седьмым из 159 в Рязани.

Всего в музее три зала: первый посвящен биографии Александа II и его приезду в Рязань на выставку достижений губернии. Именно на ней, по версии Евсюхина, и был впервые представлен леденец.

Во втором зале туристам рассказывают о появлении сахара в России и Николае Петровиче Шишкове — первом председателе сахароварного комитета российской империи, который жил в Рязани. В музее также восстановлен кабинет Шишкова и его химическая лаборатория. В третьем зале можно узнать, как производили сахар в 19 веке.

В музее также есть и развлечения: сахаровар проводит мастер-класс и учит готовить леденцы по старинному рецепту. Стоимость посещения мастер-класса — 150 рублей.

Рецепт леденцов мы не держим в секрете, а наоборот, охотно рассказываем — в нём много мёда. Уникальность в том, что используется именно цветочный мёд рязанских лугов, которым славится наш регион.

Игорь Евсюхин

В музее есть развлечения для детей — например, «шкаф превращений», откуда в неожиданный момент появляется сахарная голова или «колесо фортуны» — где можно предсказать своё будущее.

Я не могу назвать свой проект музеем в общепринятом смысле этого слова. Для других музей — это фонды, научные работы. У нас же больше современный исторический семейный досуговый центр.

Игорь Евсюхин

Стоимость входного билета вместе с экскурсией составляет 500 рублей за взрослого и 450 рублей за ребёнка. Посетить музей без экскурсии можно за 150 рублей (взрослый билет) и за 100 рублей (детский).

Как заработать на частном музее

Евсюхин как опытный предприниматель понимал, что частный музей — низкомаржинальный бизнес. Он вложил больше 7 млн рублей в ремонт здания, и по его расчётам, эта сумма должна была окупиться не меньше, чем через шесть-семь лет.

Кроме того, по данным туристического портала «Турстат», Рязань не входит в 20 самых популярных туристических городов России — приток туристов в город ниже, чем, например, в Ярославле, Владимире или Нижнем Новгороде, что также влияет на доходы музея.

Евсюхин разработал стратегию развития и начал искать дополнительные источники дохода. Вместе с командой бизнесмен решил открыть на территории музея кафе «Чайная» и оформить заведение в стиле 19 века. В кафе готовят традиционное рязанское блюдо — блинчики-каравайцы.

Кроме кафе, доход музею приносит и продажа леденцов. Их вручную варит сахаровар — в месяц в музее продают около 200 кг леденцов. Чтобы сварить сладость, специальное оборудование не требуется — сахаровар использует только котелок и газовую плиту. Один леденец можно купить в музее за 20 рублей.

Музейный бизнес хрупкий — даже эпидемии, которые случаются у школьников и туристов, сильно на него влияют. Лучше иметь в одном портфеле два-три дополнительных плеча. Поэтому мы сделали «Чайную» и работаем с собственным производством сладостей. Я считаю это одним из правильных подходов к бизнес-процессам.

Игорь Евсюхин

Евсюхин нанял 12 сотрудников: директора заведения, сахаровара и по паре администраторов, барменов, работников кухни и уборщиков. По словам предпринимателя, кадровый вопрос — один из самых больных.

За год существования кафе «Чайная» в нём сменилось 10 поваров, трое из которых были уволены за пьянство. Из-за нехватки кадров владелец музея старается подбирать персонал так, чтобы в случае чрезвычайных происшествий один сотрудник мог заменить другого.

Администраторы у нас так подобраны, что при чрезвычайной ситуации могут заменить повара на простых блюдах. Понятно, что у всех свои закрепленные должности, но мы стараемся быть гибкими, чтобы клиент не замечал каких-то наших трудностей. Я считаю, что проблемы бизнеса клиентов не касаются. Иначе это не бизнес. Некачественные услуги сейчас не жизнеспособны на рынке.

Игорь Евсюхин

Средняя выручка в музее в месяц — 1 млн рублей. По словам предпринимателя, 50% выручки составляют продажи билетов, 30% выручки приносит кафе «Чайная» и ещё 20% — продажа леденцов ручной работы.

Реклама и продвижение

Трудностью для Евсюхина стало то, что здание музея — это объект культурного наследия муниципального значения. Он не мог изменить фасад или даже повесить вывески или рекламу.

Тогда он договорился с городскими властями и установил на улице кованые кресла с петухом, использовав их как рекламу музея.

Основные каналы продвижения бизнеса — социальные сети и работа с туристическими агентствами. Иногда в музей и чайную приглашают блогеров, кроме того, информация о заведениях есть на TripAdvisor и других рекомендательных сервисах.

Продвижением музея команда занимается самостоятельно с помощью менеджера по связям с общественностью. Рекламное агентство музей не нанимал — по словам Евсюхина, на это не хватает бюджета.

Я в бизнесе не первый год, поэтому многое понимаю. Например, я уверен что реклама на телевидении и радио для нас не сработает — эти каналы сейчас годятся скорее для пропагандистских целей.

Игорь Евсюхин

По словам Евсюхина, через полгода после открытия проект вышел на безубыточность, но всё ещё не окупил себя. Предприниматель закладывает на окупаемость не менее шести лет и рассчитывает, что остальные четыре года музей будет приносить прибыль. Евсюхин считает, что подобный проект имеет синергический эффект — помогает в развитии бренда рязанского леденца.

Основатель музея планирует развить производство собственных сладостей (в том числе и леденца) и поставлять их по всей России. Пока леденцы производят только в музее.

#леденцы #регионы #рязань

Добавить комментарий