web 2.0

Рекрутинг и бухгалтерия в эпоху индустриальной революции

Интерактивная история о том, что делать, если ты открыл своё дело, а на дворе начало 20-го века и нужных технологий ещё не существует.

Материал подготовлен при поддержке программы Mastercard Бизнес-Бонус

Британцу Эрнесту Хокинсу 28 лет, он получил хорошее образование и обзавёлся неплохим капиталом после смерти дальнего родственника. Эрнест заражён духом второй индустриальной революции — все деятельные люди из его окружения осваивают поточное производство, электричество и химикаты.

Поэтому вместо того, чтобы прожигать жизнь, Эрнест решает открыть своё дело — небольшую текстильную фабрику. Она будет перерабатывать хлопок из индийских колоний в материал для костюмов свободного кроя, которые прочно вошли в моду. После покупки земли, помещения и станков ещё остаются деньги, но Эрнест сталкивается с двумя проблемами: нужно откуда-то взять сырьё и нанять тех, кто встанет за станки.

Поскольку опыта у Эрнеста маловато, ему понадобится ваша помощь — чтобы продолжить историю, отвечайте на тестовые вопросы.

Рекрутинг

Индустрия рекрутинга в её современном виде появилась только в сороковых годах 20-го века — промышленность нуждалась в работниках взамен мужчин, ушедших воевать. Тогда появились первые «агентства занятости» (employment agency), которые взяли на себя поиск рабочих.

У Эрнеста такой роскоши нет. Ему нужно нанять и обучить много неквалифицированных рабочих — чтобы не делать всё самому, он даёт объявление в рабочий листок: «На новую текстильную фабрику с контрактами по всей Индии требуется управляющий по занятости». В те времена часто привирали в заголовках, но как иначе найти представителя едва появившейся профессии employment manager — человека, который отвечает за персонал.

Во времена второй индустриальной революции связи были не менее важны, чем сейчас. Разница в том, что тогда рабочих набирали «оптом», поскольку поточному производству нужны были руки, а не мозги. Главной проблемой было объявить о себе среди рабочих — централизованная биржа труда появилась только в 1909 году и первое время работала не особенно эффективно. Зато население уже умело читать, из-за чего до людей было проще донести информацию через печатную прессу.

Новый управляющий по занятости через знакомых пустил слух о фабрике с молодым хозяином, который обещает неплохие условия труда и принципиально не нанимает детей. Ещё он расклеил объявления неподалёку от пабов, популярных среди рабочих, и опубликовал новость о наборе людей в лейбористских газетах The Clarion и Labour Leader, а также в профсоюзных листках. Спустя пару недель к дверям фабрики Эрнеста выстроилась очередь из рабочих.

Сегодня фабрика Эрнеста, скорее всего, была бы автоматизирована, поэтому ему были бы нужны квалифицированные сотрудники. В наши дни способов поиска персонала много — можно отдать запрос агентству или воспользоваться сервисами вроде Headhunter или Superjob.

Держатели бизнес-карт Mastercard при этом получат скидку, а также при использовании всех современных решений из этой статьи, которых лишён Эрнест.

Закупки

Параллельно с наймом сотрудников Эрнест занялся поставками сырья. Первое время он сам ходил по торговым компаниям, которые доставляли грузы из колоний, но быстро понял, что на это уходит слишком много времени. К тому же, он плохо разбирался в хлопке, из-за чего постоянно боялся, что выберет не то сырьё.

Осознав, что обычный подход не работает, Эрнест вспомнил труд «Экономика технологий и производств» (Economy of Machines and Manufactures), который читал в университете. Его в 1832 году написал английский математик Чарльз Бэббидж, создатель концепции универсальной цифровой вычислительной машины, прообраза современных компьютеров.

Бэббидж первым описал концепцию materials man — профессии людей, которые занимаются исключительно «отбором, покупкой и доставкой на предприятие необходимых товаров». Выстраивают оптимальную цепочку поставок они на основе математического моделирования. Потом этот процесс назовут «исследованием операций» и будут применять везде, от планирования военных действий до оптимизации производственных процессов.

Когда Эрнест решил открыть свою фабрику, materials man уже какое-то время существовали. Где-то полномочия таких людей были на уровне современных Chief Purchasing Officer, потому что в 1880-х годах на предприятиях уже осознали, насколько важна оптимизация цепочки поставок. Эрнест бросил клич среди университетских знакомых, и скоро к нему пришли два кандидата на должность.

На рубеже веков главная проблема в поиске специалиста по закупкам заключалась в том, что сложно найти математиков, которые разбираются в специфике конкретной области товаров. По крайней мере, так писал в книге «The Handling of Railroad Supplies — Their Purchase and Deposition» один железнодорожный ревизор.

Поэтому Эрнест нанял второго кандидата. Его математических познаний оказалось достаточно для начала, зато опыт в торговле хлопком помог отобрать правильного поставщика. Вскоре пришёл первый груз с индийским хлопком, и на фабрике Эрнеста зашумели станки.

Основной принцип в сфере закупок не изменился и в современности — если компании требуются какие-то товары для производства или организации офиса, приходится искать подходящего поставщика. Например, «Королевскую воду» или Philips, если в офисе нет кофеварки.

Бухгалтерия

Прошло полгода, и дела фабрики шли хорошо. Появились покупатели в нескольких городах, и Эрнест столкнулся с новой проблемой: как организовать финансовую сторону доставки продукции.

До этого Эрнест вёл бухгалтерию по классической системе дебета-кредита, которую ещё в 1494 году придумал итальянский монах Лука Пачиоли. Эрнест каждый день записывал доходы и расходы фабрики в гроссбух с обложкой из телячьей кожи, который на ночь запирал в сейфе. Это называлось буккипингом — до бухгалтерии в современном смысле ему было ещё далеко.

Чтобы доставлять продукцию нескольким поставщикам из разных концов страны по железной дороге, нужно разбираться в сетях дистрибуции, сложной системе налогов и тарифов на перевозку. Развитие железных дорог считается одной из главных причин превращения буккиперов в бухгалтеров ещё и потому, что так сократилось время коммуникаций, и возникла необходимость быстро реагировать на изменения.

Они занялись оценкой эффективности трат и рентабельности, подготовкой производственных отчётов. В 1844 году был издан British Company Act, разрешающий создание акционерных обществ — о распределении дивидендов тоже нужно было кому-то заботиться.

Эрнест решил первое время заниматься бухгалтерией самостоятельно, чтобы поднатореть в финансовых делах. Он сформировал график поставок большими единичными партиями, чтобы меньше платить государству и железнодорожным магнатам.

Сейчас Эрнесту пригодилась бы цифровая бухгалтерская система «Контур.Эльба», которая помогает строить отчёты и высчитывать налоги. И «Бюро бухгалтера» — актуальная база готовых решений по вопросам бухучёта, налогов и кадров, без которой ему пришлось самому искать образцы всех необходимых форм и документов.

Прошло несколько лет, и с Эрнестом связался представитель американской текстильной корпорации из Бостона, которая решила расширяться в Старом Свете. Эрнесту предложили продать фабрику — он бы при этом продолжил ей управлять. После продолжительных переговоров он согласился, но его попросили предоставить полную финансовую отчётность. Так Эрнест столкнулся с новой проблемой — нужно срочно отправить все необходимые бумаги за океан.

Курьерская доставка

Отправить документы по Великобритании Эрнест решил через Penny Post — реформированную по заветам Чарльза Бэббиджа британскую почту, доставка посылок в которой стоила всего один пенни, сотую часть фунта стерлингов.

Затем на побережье страны пакет должны были погрузить на пароход и доставить в Нью-Йорк. До Бостона Эрнест решил отправить документы новой службой Parcel Post.

Wells Fargo, старую и известную службу доставки он отмёл из-за низкой скорости и высокой цены, а прогрессивная курьерская служба молодого американского предпринимателя Джеймса Кейси ещё только начала развиваться в Сиэтле, на другом побережье США. Впоследствии она станет известной как United Parcel Service или UPS — сейчас это огромная компания с миллионами клиентов по всему миру.

Благодаря тому, что Эрнест выбрал Parcel Post, он заплатил за доставку по США всего 60 центов. Бумаги дошли вовремя, финансовая отчётность устроила партнёров из Бостона, и вскоре фабрика Эрнеста стала филиалом американской текстильной корпорации.

Сейчас у молодого предпринимателя не было бы проблем с доставкой документов — он просто воспользовался бы услугами DHL.

Для предпринимателей, которые хотят оптимизировать расходы бизнеса, есть программа Mastercard Бизнес-Бонус. Это скидки на услуги 40 компаний-партнёров — вроде тех, которыми мог бы сегодня воспользоваться Эрнест.

Для участия в программе нужна только бизнес-карта Mastercard — если такой нет, её можно открыть в любом банке из обширного списка. После этого будут доступны спецпредложения и скидки на бухгалтерские продукты, доставку, путешествия и сервисы для организации командировок — например, OneTwoTrip.

Добавить комментарий