web 2.0

Российский DMCA: что обсуждают «Яндекс», Mail.Ru Group, «Газпром-медиа» и онлайн-кинотеатры ради борьбы с пиратством

Коротко о том, как будет работать новый антипиратский меморандум.

Первого ноября правообладатели и интернет компании должны подписать антипиратский меморандум, который позволит во внесудебном порядке удалять нелегальный аудио- и видеоконтент. Журналисты РБК ознакомились с проектом меморандума до его официальной публикации.

Кто участвует

  • Интересы правообладателей представляют «Первый канал», «Национальная медиа группа» («Пятый канал» и «Рен ТВ»), «Газпром-медиа» (НТВ, ТНТ, «Матч ТВ», «Пятница», «ТВ-3»), ассоциация «Интернет-видео» (онлайн-кинотеатры ivi, Megogo, Tvzavr, «Амедиатека»), Ассоциация продюсеров кино и телевидения и «Кинопоиск», принадлежащий «Яндексу».
  • От интернет-компаний документ должны подписать «Яндекс», Mail.Ru Group, Rambler Group и Rutube.

Как будет работать меморандум

  • В течение трёх недель после подписания меморандума должен быть создан реестр — в него по заявлению правообладателей будут вноситься ссылки на сайты с пиратской музыкой и видео. Кто будет держать реестр, в документе не сказано.
  • Подписавшие меморандум интернет-компании должны будут каждые пять минут сверяться с этим реестром и удалять ссылки на пиратские сайты из результатов поиска, видеохостинга и других своих сервисов. У них будет шесть часов на удаление.
  • Если между правообладателем и интернет-компанией возникнет спор, они должны решить его «путём переговоров и консультаций» с участием Роскомнадзора. Если проблему не удастся решить за месяц, то стороны могут обратиться в суд или выйти из меморандума.
  • До создания реестра интернет-компании обязуются удалить ссылки на пиратский контент в течение 24 часов после обращения правообладателей, рассказали РБК два собеседника, участвовавших в подготовке документа.
  • К меморандуму в любое время могут присоединиться другие правообладатели и интернет-компании. Для этого им нужно направить заявление в Роскомнадзор, для правообладателей заявление должно одобрить большинство подписавших документ компаний.
  • Срок действия меморандума ограничен 1 сентября 2019 года. По замыслу подписавших документ компаний, к этому времени в антипиратское законодательство должны быть внесены поправки, соответствующие положениям меморандума.

Разработанный подход соответствует действующему в США DMCA (Digital Millennium Copyright Act, закон об авторском праве в цифровую эпоху), по которому, например, Google удаляет ссылки на нелегальный контент из выдачи, отмечает РБК.

Для чего потребовался меморандум

Правообладатели и интернет-компании начали обсуждать необходимость в антипиратском меморандуме после того, как в августе 2018 года телеканалы «Газпром-медиа» обратились в Мосгорсуд с требованием в качестве обеспечительных мер временно заблокировать сервис «Яндекс.Видео», в котором пользователи могли смотреть пиратские копии фильмов и сериалов.

Блокировки удалось избежать, поскольку «Яндекс» удалил из результатов поиска все спорные ссылки. Но судебные разбирательства продолжаются.

Без книгоиздателей

Меморандум не предусматривает защиту авторских прав книжных издательств, которые также страдают от пиратов, заявил РБК Максим Рябыко, глава Ассоциации по защите авторских прав в интернете (АЗАПИ), которая представляет интересы книгоиздателей.

Президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков отметил, что книгоиздатели неоднократно инициировали переговоры с Роскомнадзором, чтобы решить проблему с распространением пиратского контента в поисковых системах.

«Сейчас усилия, предпринятые в том числе и с нашей стороны, будут использованы для решения проблем в сфере музыкального и видеоконтента», — сказал Новиков, назвав такое решение «не вполне справедливым».

Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский сообщил РБК, что книгоиздатели не участвовали в подготовке меморандума.

#новость #пиратство #роскомнадзор

Добавить комментарий