web 2.0

Тест-драйв Volvo S90: тысяча километров с «умным» помощником

Впечатления от многочасовой поездки на флагманском автомобиле Volvo.

Здесь — о сдержанном стиле.

Тут стоило бы указать, что компании удалось сохранить узнаваемость.

Или, наоборот, отметить, что стиль остался неповторимым.

Здесь могла бы находиться фраза для любителей путешествовать.

Или какой-нибудь оборот о выборе свободных людей.

И бесконечности.

Но вы на vc.ru. А мы просто взяли новую Volvo, чтобы просто, как обыватели, поделиться честными впечатлениями о ней.

Интерьер

В интерьере S90 много кожи.

И глянцевого дерева, которое встречается во многих современных автомобилях и похоже, скорее, на пластик, чем на дерево.

Здесь, в Volvo, много продуманных мелочей, которые ничего не стоят, но создают ощущение заботы. Вообще, надо признаться, я большой фанат скандинавского подхода к разработке продуктов.

Это отделение для планшета.

А это полноценная розетка.

Есть даже фирменное драже. Возможно, такие кладут только пресс-парк — я не знаю.

В кресла водителя и пассажира, помимо подогрева и охлаждения, встроен массаж. Управлять им довольно сложно — нужно нащупать рядом с регулировкой кресла шайбу с кнопками и попытаться методом проб и ошибок понять принцип её действия. К счастью, при нажатии на любую кнопку шайбы интерфейс дублируется на дисплее машины, поэтому можно и вовсе обходиться без неё.

С тачскрином интерьер кажется минималистичным, но не скромным.

Из плюсов — большое и удобное колесо для регулировки громкости. Почему-то многие автопроизводители любят делать его маленьким и незаметным.

На крыше небольшой люк. Странно, но он не закрывается при выключенном двигателе.

Рядом с подлокотником находится рычаг включения автомобиля — для запуска двигателя нужно повернуть его по часовой стрелке. Блестящее колесо переключает режимы работы двигателя и подвески: «экономичный», «динамичный» или «комфортный».

Для заднего ряда кресел не предусмотрен массаж, зато есть трансформирующийся подлокотник.

В багажник легко поместится несколько моноколёс.

Интерфейс

Для водителя в S90 доступно три экрана — большой вертикальный на центральной консоли, проекционный и на приборной панели. Все настройки сосредоточены на центральном дисплее. По своей форме и функциональности он напоминает iPad — вертикальный с кнопкой «Домой».

Например, есть шторка для отображения уведомлений — как в iOS и Android. Но из-за того, что у «планшета» Volvo выпирающие толстые рамки, довольно неудобно свайпить от верхнего края экрана вниз, чтобы посмотреть последние сообщения от автомобиля.

По умолчанию на экране собраны виджеты навигатора, музыки и одного из активных приложений. Свайп вправо открывает панель инструментов, на которой собраны все функции автомобиля: складывание подголовников для задних кресел, система удержания полосы, управление проекционным дисплеем, парковка и так далее. Свайп влево показывает иконки доступных приложений.

По кнопке «Домой» можно вернуться на стартовый экран с виджетами. При повторном нажатии на кнопку показывается подсказка по использованию экрана. При этом она отображается не один раз при знакомстве с машиной, а при каждом повторном нажатии. По привычке периодически нажимаешь на кнопку «Домой», чтобы убедиться, что вернулся на стартовый экран, а виджеты свернулись к стартовому состоянию, однако вместо этого появляется подсказка про свайпы, которую нужно убирать еще одним нажатием на кнопку — замкнутый круг.

Управление температурой тоже спрятано в интерфейс «планшета». Однако, если в Audi можно изменить температуру одним кликом — кнопки регулировки всегда на виду, то в S90 это в любом случае требует двух кликов — нажать на индикатор температуры, а затем либо выбрать нужное значение на шкале, либо изменить его при помощи кнопок плюс или минус. Температуру можно поменять на полградуса — cложно представить, когда такая точность в настройках температурных режимов может пригодиться.

Дисплей на панели приборов получил ограниченную функциональность. Можно лишь сменить то, что показывается в центральной части и отобразить в небольшом всплывающем окне расход топлива и другую справочную информацию. Ещё можно сменить оформление циферблатов — например, на красное или хромированное, но для этого нужно открывать настройки на центральном дисплее.

Проекционный дисплей показывает текущую скорость автомобиля, навигационные подсказки и знаки, которые распознает автомобиль. Помимо ограничения скорости S90 понимает знаки запрета обгона и приближения к переходному переходу — удобная функция, позволяющая избегать штрафов из-за невнимательности.

К интерфейсу Volvo быстро привыкаешь — видно, что разработчики попробовали отказаться от старомодных подходов к созданию автомобильных систем. Однако им всё еще есть над чем работать — многие функции оказались сильно спрятаны. Особенно не хватает возможности вынести часто используемые функции на стартовый экран для быстрого доступа к ним.

Например, функцию автоматической парковки, которую хочется быстро нажать сразу как замечаешь свободное парковочное место, разработчики спрятали на втором экране. Аналогично переднюю камеру можно включить только перейдя в режим кругового обзора. А настройка положения проекционного дисплея разделена на две части: изменить угол поворота дисплея можно только в настройках машины, а положение и яркость — только на экране функций.

В S90 есть и голосовой интерфейс, им можно воспользоваться с помощью кнопки на руле рядом с переключателями громкости и музыки. Главное — случайно не нажать на неё, так как следующие пару минут придется слушать повторяющиеся «Я вас не поняла». Повторное нажатие на кнопку не спасает — голосовой помощник не выключается, а наоборот запускается заново.

«Умные» помощники

В S90 целый набор помощников и ассистентов. Это понятно даже при включении машины — на экране приборной панели показывается перечень запущенных вспомогательных сервисов, совсем как на компьютере.

Для водителя S90 доступны два основных ассистента во время движения — удержание дистанции до впереди идущего автомобиля, а также Pilot Assist. Последний не только сохраняет дистанцию, но и подруливая удерживает автомобиль в рамках полосы — конечно же, если на дороге есть разметка.

Управление всеми помощниками сосредоточено на руле. Нажатие на центральную кнопку активирует один из помощников, стрелки влево и вправо переключают режимы, вверх и вниз — скорость. Отдельные кнопки выделены для регулировки дистанции до впереди идущего автомобиля.

О работающем ассистенте предупреждает лишь небольшой индикатор на приборной панели и иконка на проекционном дисплее. Непонятно, почему разработчики Volvo сэкономили на нём место — хочется, чтобы при включении ассистентов индикация о его работе показывалась крупнее.

По умолчанию в S90 в постоянном режиме работает система распознавания полосы — она добавляет на руле небольшое сопротивление при перестроении, таким образом спрашивая у водителя, уверен ли он, что хочет перестроиться.

Ещё один помощник помогает при выезде из парковки задним ходом — он автоматически включает сенсоры, предупреждающие об автомобиле, которого не видно с водительского кресла.

Парковочный ассистент работает хорошо — но кого уже этим удивишь в 2018 году.

В путь

Pilot Assist почти что может самостоятельно управлять машиной в движущемся потоке. В Москве протестировать такую систему сложно из-за неожиданных перестроений машин, плотного трафика и непредсказуемости водителей. Поэтому я выехал из города на трассу М-4.

На дороге, ведущей в Ростов-на-Дону, много платных участков и хорошая разметка — то, что нужно для Pilot Assist. Машина «схватывает» разметку и начинает ехать как по рельсам. Местами белый цвет сменяется временным оранжевым, что слегка смущает автомобиль — Volvo начинает медленно «вилять» от полосы слева к полосе справа.

Первые сложности возникли, когда поверх временной разметки строители уже нанесли постоянную белую. На такой дороге S90 выбирал ближайшие полосы к автомобилю и двигался в их рамках.

Опасная ситуация возникла лишь один раз — когда временная разметка уходила на встречную полосу. S90 попытался повернуть налево, но через полсекунды одумался и издал громкий звуковой сигнал с просьбой вернуть руки на руль и принять управление на себя.

С помощниками многочасовое движение по трассе превращается в спокойную расслабленную поездку. Чем дальше от Москвы, тем меньше машин встречается на платных дорогах, а водители всё чаще начинают пользоваться сигналами поворотов.

Схема простая: въезжаешь на платный участок дороги, включаешь Pilot Assist, устанавливаешь скорость на 120 км в час, и спокойно отпускаешь ногу с педали газа, слегка придерживая руль. Управление автомобилем превращается в контроль за работой систем S90 — следишь за дорогой, проверяешь, горит ли индикатор ассистента, какое ограничение скорости на дороге, видит ли S90 впереди идущий автомобиль.

Неудобно, что S90 при распознавании нового знака ограничения скорости не предлагать сразу применить новые настройки для Pilot Asisst. Приходится руками каждый раз выставлять значения вместо того, чтобы применить их одной кнопкой.

К ассистенту опасно быстро привыкаешь. Настолько, что съезжая с трассы на городскую дорогу, постоянно себя спрашиваешь: «Кто сейчас управляет машиной?». Кроме того, во время движения по трассе постоянно борешься с желанием прочитать поступающие на телефон уведомления. К счастью для текущего развития автомобилей, между городами практически нет связи. К несчастью для будущих автомобилей, плохой сигнал может стать серьезной преградой для беспилотных машин — чем же тогда заниматься в дороге?

Единственный процесс, которым остается управлять самостоятельно, — обгон фур. Как только включаешь левый сигнал поворота Pilot Assist отключается, а автомобиль начинает резко ускоряться, как будто забывает об идущем впереди грузовике. После завершения обгона индикатор руля снова загорается зеленым цветом — автомобиль сможет доехать самостоятельно до следующей фуры. То есть еще пару минут.

На больших скоростях автомобиль не даёт отпустить руль на длительное время. Сначала загорается предупреждение на экране с просьбой вернуть руки на руль, затем издается звуковой сигнал. Если продолжить игнорировать предупреждения, автомобиль начнет замедляться.

Ближе к Воронежу салон автомобиля превращается в кабинет неаккуратного бухгалтера — за проезд каждого платного участка дороги выдается стопка чеков, которые за 300 км пути уже некуда складывать. Появляется повод остановится на заправке — сделать перерыв, убрать салон, наполнить бак, помыть лобовое стекло, которое уже превратилось в кладбище насекомых.

После уборки и небольшого перерыва двигаюсь дальше, чтобы на ближайшем въезде на платный участок дороги выяснить, что чек с прошлого отрезка нужно было сохранять.

После Воронежа быстрые и свободные платные дороги заменяются пробками из-за ремонтов. Не отключаю Pilot Assist и продолжаю двигаться в потоке на скорости около 10-20 км в час. На низких скоростях Pilot Assist уже позволяет ехать почти всё время без рук на руле. Из-за этого не чувствуется нервозности от стояния в пробке — включаешь массаж и дорожные неприятности воспринимаются куда легче.

Можно бы было полностью отдать управление на маленьких скоростях автомобилю, однако S90 не умеет самостоятельно начинать движение после остановки — вероятно, из-за настроек безопасности.

Поэтому, как только Volvo останавливается вместе с впереди идущим автомобилем, приходится постоянно следить за тем, когда возобновится движение. Для того, чтобы снова привести автомобиль в движение, нужно слегка дотронуться до педали газа — Pilot Assist возобновит работу с прежними настройками.

Ближе к Лосево пробка полностью останавливает поток машин — строят новую дорогу. Pilot Assist также останавливает Volvo, ждет несколько минут, после чего полностью отключает ассистента и активирует ручной тормоз.

Здесь уже простым прикосновение к педали газа не обойтись — как только пробка начинает двигаться, сначала приходится переводить переключатель в режим парковки, выключать ручной тормоз, переводить коробку передач в режим Drive и заново включать Pilot Assist. Два-три таких упражнения и задумываешься о том, стоит ли пользоваться помощником в таких длинных пробках.

Ближе к Ростову-на-Дону пробки из-за ремонта превращаются в пробки из-за грузовиков, которые не могут забраться в горку. Это можно понять по клубам черного дыма на вершине холмов. Рука автоматически тянется к кнопке «Включить внутреннюю вентиляцию», но в S90 она спрятана в интерфейс настроек кондиционера, поэтому в движении найти её невозможно.

Непонятно, почему инженеры Volvo решили сделать физическую кнопку подогрева заднего стекла, но не сделали кнопку управления циркуляцией воздуха. Впрочем, система кондиционирования срабатывает хорошо, поэтому гарь и копоть от старых «Камазов» не успевает попадать в салон.

В Ростовской области появляется еще одна неожиданная проблема — вдоль дороги встречаются в основном заправки «Лукойл», служащие которых при виде дизельной Volvo произносят слово «евробак», означающее, что их пистолет не подходит к автомобилю.

Страховка

Поездка с Pilot Assist, конечно, совсем не похожа не автономную езду — нельзя отвлекаться от управления ни на секунду, а руки должны постоянно находиться на руле. Но даже с таким помощником, проехав тысячу километров, не чувствуешь той усталости, которая обычно наступает в машине без автопилота.

Во время управления S90 не покидает мысль, что всегда есть кто-то подстраховывающий — ассистент по удержанию полосы или помощник, отслеживающий передвижение окружающих машин. Из-за этого многокилометровая поездка уже не связана со стрессом и воспринимается, как дорожное путешествие.

За всю поездку без спешки и экстремального вождения я получил один штраф — за превышение скорости на 22 км в час. Вероятно, на одном из участков автомобиль не распознал знак ограничения, либо я вовремя не переключил настройки Pilot Assist.

После дня, проведенного в дороге, не думаешь о том, что это же расстояние можно было преодолеть на самолете в два раза быстрее. Думаешь о том, что автоиндустрии очень нужен следующий шаг — «умные» автомобили, с которыми это же расстояние можно преодолеть в два раза комфортнее.

#тестдрайв #volvo #volvos90 #авто

Добавить комментарий