web 2.0

Toyota: «Нам нужно стать похожими на технологические компании до того, как они станут похожи на нас»

Конспект материала Bloomberg об инициативах компании на рынке беспилотных автомобилей.

«Проезжая мимо, догадались бы вы, что здесь скрывается будущее Toyota?» — спросил корреспондентов Джон Леонард, открывая ворота гаража на территории кампуса Массачусетского технологического института (MIT).

Внутри стоит Lexus LS 600hL, но не обычный, а обвешанный датчиками, камерами, радарами и лазерами, способными распознавать объекты на расстоянии до 200 метров — вдвое больше чем год назад.

Леонард, вице-президент по исследованиям автоматизированного вождения в Исследовательском институте Toyota, признаётся: «Всё это больше напоминает именно научный проект, где нам нужно научить автомобиль держаться дороги, никуда не врезаться и не дать врезаться в себя».

В 2014 году президент компании Акио Тойода заявлял, что Toyota займётся беспилотниками лишь тогда, когда они смогут превзойти водителя, например, в длинной гонке.

Четыре года спустя Тойода изменил своё мнение, ведь теперь на кону стоит судьба компании: если Toyota не удастся нагнать конкурентов, она рискует превратиться в обычного поставщика запчастей для таких «выскочек», как Waymo и Baidu.

Bloomberg

Глава японского автоконцерна называет технологические компании «новыми соперниками, которые двигаются в разы быстрее Toyota». Waymo выводит автономные такси на улицы уже в этом году, GM привлекла $2,5 млрд инвестиций от SoftBank на запуск роботакси в 2019 году, а представители стартапа Zoox утверждают, что их беспилотник будет готов к 2020 году.

В 2015 году Toyota вложила около $4 млрд в открытие собственного исследовательского института, начав сотрудничать с МIT, Мичиганским университетом и Стэнфордом. Руководит проектом Гилл Прэтт, курировавший разработку автономных машин в DARPA, агентстве при Министерстве обороны США.

Ещё $1 млрд Toyota направила в Grab, малазийскую транспортную компанию, а в августе объявила о $500 млн инвестиций в Uber.

Вместе с тем за отношением японского производителя кроется парадокс — компания едва ли верит в то, что автономные машины быстро захватят дороги США и других стран. Подобного мнения придерживается даже Леонард: «Добраться на беспилотнике от Кембриджа до бостонского аэропорта в любую погоду и при любом движении — такого я, пожалуй, не застану».

Toyota надеется с помощью различных датчиков и сенсоров сделать машины безопаснее и удобнее, позволить водителю оставаться продуктивным за рулём. Тойода, который нередко участвует в гонках и одобряет новый дизайн лишь после того, как лично обкатает машину, уверен: любовь потребителей к вождению иссякнет не скоро.

Из наработок у компании уже есть система Guardian, созданная в исследовательском институте. Она представляет собой синтез машинных средств, в теории открывающих возможность и для полностью автономной езды, и обычного водителя, роль которого остаётся прежней.

Однако в случае опасной ситуации система возьмём управление на себя — датчики позволяют ей видеть лучше водителя во всех направлениях. Также Guardian способна определять состояние человека за рулём. Если он, допустим, заснул — глаза закрыты, голова опущена, — система вернёт машину на полосу. Когда водитель придёт в себя, Guardian попросит его коснуться тормоза, чтобы вернуть контроль над машиной.

«Представьте себе самого бдительного и подготовленного водителя на свете, который возьмёт управление на себя, скажем, когда вас подрежет подросток, — говорит Леонард. — Уменьшить количество аварий и смертей на дорогах вполне возможно».

У Totota есть $50 млрд, чтобы преследовать любые цели, в которые она верит. Но беспилотные автомобили — американское изобретение, а японская фирма прежде всего считалась компанией-производителем, нежели новатором, отмечает Bloomberg. Totota брала наработки конкурентов и делала их лучше. Однако в компании считают, что такой подход не оправдает себя в будущем.

«Нам нужно стать похожими на технологические компании до того, как они станут похожи на нас, — считает Прэтт. — Сейчас Toyota крепко стоит на ногах — самое время убедиться, что на передовой именно мы».

В январе этого года Тойода выступил на международной выставке CES — вместе с ним на сцену поднялись топ-менеджеры Amazon, Uber, Pizza Hut, Mazda и Didi Chuxing, чтобы представить концепт электрического шаттла e-Palette. По заявлениям Тойоды, испробовать его можно будет на Олимпийских играх в Токио в 2020 году.

Целый парк e-Palette будет заниматься перевозкой людей, доставкой пиццы и посылок. В мгновение ока шаттл сможет превращаться в мобильный магазин обуви, гостиничное место или командный центр в случае происшествия.

Bloomberg

«Сегодня вам приходится ездить по магазинами, — отметил Тойода в своём выступлении, — в будущем магазины будут приезжать к вам». Кроме того, глава Toyota рассчитывает, что шаттлы помогут перемещаться по городу тем, для кого вождение представляет сложность, например, пожилым людям или атлетам-паралимпийцам.

Этот сложный проект Тойода поручил своему «сёгуну», давнему топ-менеджеру компании Шигеки Томояме. Томояма — приверженец философии кайдзен, непрерывного совершенствования технологических процессов, цель которого — производство без потерь.

У поверенного Тойоды большой послужной список, он занимался и большими данными, и автогонками, и яхтой Lexus. Именно Томояма организовал первые проекты по подключению машин Toyota к интернету 20 лет назад.

Bloomberg

После назначения Томояма за несколько месяцев запустил Исследовательский институт Toyota и переманил туда Прэтта. Через год в США начала работу Toyota Connected, структура, призванная превратить потоки данных от машин компании в товары и услуги. Примерно в то же время Томояма инициировал переговоры с Uber, которые вылились в e-Palette.

Никаких объявлений о начале и месте продаж шаттлов компания не делала. «90% потребителей не ждут появления беспилотников», — отмечает Масахиро Накашима, операционный директор Toyota Connected. Прошлогоднее исследование Gartner показало: 55% потребителей не сели бы в полностью беспилотный автомобиль, но более 70% воспользовалось бы машиной с частичной автономностью — на эту группу и нацелена Toyota.

Тем не менее среди менеджеров Toyota есть и те, кто верит, что сейчас наступает время полностью самостоятельных машин. При этом Зак Хикс, генеральный директор Toyota Connected в Северной Америке, подчёркивает: дело даже не совсем в них. Автономность перестанет считаться конкурентным преимуществом, когда она будет у всех, поясняет он. Преимущество обеспечат данные — то, как вы соединяете автомобили с продажами и другими автомобилями.

В Connected Хикс и его команда молодых программистов пытаются создать «суперумный» браузер на колёсах. Им по силам обрабатывать данные с 500 датчиков, размещённых на каждой из миллионов подключённых к сети машин Toyota, каждые 200 миллисекунд. Выходит, на одну машину приходится до семи миллионов замеров в день.

Эта информация может помочь Toyota увеличить продажи, ведь машины компании станут более безопасными, ими будет приятнее пользоваться.

Camry предупредит пользователя, если он забудет телефон в салоне, Corolla уведомлением на смартфоне подскажет, что левое заднее колесо нужно подкачать, и покажет маршрут до ближайшей СТО, RAV4 организует звонок по Skype, если опаздываешь на встречу.

По мнению производителя, подобные функции удержат покупателей. Поэтому Toyota непрестанно ищет способы превратить данные в прибыль.

Bloomberg

Компания продала 10 тысяч подключенных к сети машин сервису по прокату Avis. Информация с датчиков топлива и одометров экономит ей деньги: теперь работникам не нужно ходить по парковке и проверять всё вручную, система Connected переносит всё в виртуальную базу. А алгоритмы диагностики подсказывают, например, что «потратив $4 на починку сейчас, вы предотвратите поломку на $40». В дополнение к продажам Toyota берёт ежемесячную комиссию.

В Гонолулу Connected объединилась с Servco Pacific, дилером Toyota, Lexus и Subaru на Гавайских островах, чтобы протестировать сервис каршеринга Hui (что по-гавайски значит «группа»). Servco занимается автомобилями, а Connected — приложениями, позволяющим открывать автомобили с помощью смартфона.

Данные пользователей попадают в Connected. Пользователи могут взять машину на одной из 25 парковочных станций, имея при себе кредитку и телефон; цены начинаются от $9,95 за минуту и $79,60 за день езды. Servco также выплачивает Toyota комиссию.

Рост этих маленьких предприятий зависит от того, насколько активно потребители будут отходить от владения личным автомобилем, отмечает Bloomberg. Каждый крупный автопроизводитель работает над похожей технологией, формируя рынок. Сдвиг в сторону мобильности «может заменить привычные продажи новыми схемами, позволяющими получать больше прибыли c километра или поездки», — говорится в докладе McKinsey & Co.

Согласно прогнозам McKinsey, к 2030 году мировой рынок мобильности будет оцениваться в $750 млрд. Toyota может обеспечить себе прибыльное место в новом мире, задействуя Guardian не только в своих машинах, но и в беспилотных такси.

Bloomberg

Однако сперва Toyota должна убедить не только себя, но и традиционных поставщиков и дилеров, что просто продавать машины вскоре будет недостаточно. «Мы не бросаем наш основной бизнес, но мы не можем просто продолжать делать машины, — говорит Томояма. — Принять ощущение надвигающегося кризиса всем по-прежнему довольно сложно».

#toyota

Добавить комментарий